56. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
Параметры сложности: множественная детерминация: базовые потребности не предопределяют все поведение человека. Можно сказать даже, что не за всяким поведенческим актом обязательно стоит какой-то мотив; Размытость границ выборки: качество человека — это индивидуальное понятие, определяемое как содержащимся в человеке генофондом, полученным от предков, так и уже пройденным им жизненным путем. Это понятие включает и здоровье, и темперамент, и черты характера, и воспитание, и знание, и профессиональные навыки, а также отношение к другим людям, к окружающему миру, к природе, к самому себе. Очевидно, что все эти признаки меняются во времени.
Эмпирические исследования в области социальной работы, которых сейчас проводится, к сожалению, очень мало, являются исходным началом для разработки методологических, теоретических и методических вопросов. В настоящее время в практике исследовательской работы доминируют разработки проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников.
В области исследований в социальной работе следует отметить, что в основном они осуществляются в рамках смежных наук – социологии, психологии, педагогики. В методическом плане доминировали социально-ориентированные исследования с репрезентативными опросами, с одной стороны, и психологически направленные разработки на основе эксперимента и тестов, с другой.
В настоящее время происходит адаптация заимствованных методов исследования к конкретным проблемам социальной работы, можно сказать, что в целях развития собственных исследований в области социальной работы необходимо больше внимания уделять качественным методам исследования, поскольку они позволяют произвести смысловой анализ ситуации клиента, больше ориентированы на субъекта, помогают вскрыть контекст конкретного события и подобрать методы для дальнейшего исследования. Создание специальной научно-исследовательской базы в науке о социальной работе переводит её из разряда заимствующей в самостоятельную область научного знания.
Соотношение общих и этических принципов научной деятельности (учет возможных последствий исследований для клиентов; добровольность участников исследования; обеспечение защиты участников от дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; конфиденциальность обсуждения научных проблем и профессиональное использование результатов научных исследований; уважительное отношение к другим исследованиям и результатам их труда). Соблюдение исследователями социальной работы законов и нормативно-правовых актов.
57. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.
Обзорные. Проводятся раз в год или реже. Ситуационные. Проводятся раз в квартал или чаще. Применяются для оперативной оценки социальной ситуации.
Регулярные (мониторинговые). Ведутся непрерывно. Проверочные: нерегулярны. Целевые. Также проводятся нерегулярно с целью уточнить какие-либо параметры для принятия управленческих решений. Количественные методы нацелены на выявление количественных признаков социальных процессов, то качественные методы обращены на качественную сторону этих процессов. Качественная исследовательская стратегия направлена на репрезентативный охват и анализ количественного распределения характерных признаков в определяемых социальных явлениях, которые ориентированы на точно выделяемые общие и основные признаки.
Количественные методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из сложной феноменологии отдельных случаев выводятся повторяющиеся или общие признаки. Тем самым в отличие от качественных методов здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации.
При использовании качественных методов речь идет в принципе об охвате, структурном описании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для интересующих сфер общественной реальности, то есть об единичном и особом в предмете исследования, а не о выдвижении в центр внимания регулярного и обычного. Из перспективы качественных методов исследования невозможно выразить в понятиях системные структуры независимо от их составляющих, а также от действующих и страдающих членов общества.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Теория социальной работы
- 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы
- 4. Направления, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Основные проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- 8. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 9. Этапы, формы и модели становления социальной работы в России
- 10. Проблемы периодизации истории социальной работы в России.
- 11 .Социальная работа как феномен современного мира.
- 12. Основные современные концепции и модели социальной работы
- 13. Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.
- 14. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.
- 15. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
- 16. Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
- 17. Проблемы технологизации процессов социальной работы.
- 18. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 19. Инструментарий технологий социальной работы
- 21. Особенности социальной диагностики в процессе социальной работы.
- 22. Формы и методы социальной терапии.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Технологии социального прогнозирования и моделирования
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 29. Технология социальной работы с инвалидами.
- 30. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 31. Технологии социальной работы с безработными.
- 32. Технология социальной работы в образовании
- 33. Технологии социальной работы в медицине
- 34. Технологии социальной работы в армии
- 35. Технологии социальной работы на предприятии
- 36. Технологии социальной работы на селе
- 37. Технологии социальной работы с бездомными
- 38. Технологии социальной работы с детьми сиротами.
- 39. Особенности технологии социальной профилактики
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска.
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Аксиологические аспекты социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Социальные гарантии, льготы и выплаты.
- 52. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 53. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях и службах.
- 54. Экономическая политика и система социальной защиты.
- 55. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 56. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 58. Проблемы внедрения результатов исследования в социальной работе.
- 59 .Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды
- 60 Формы и методы оказания социально-медицинской помощи населению.
- 61. Здоровье как социальная ценность. Факторы, влияющие на здоровье.
- 62. Основные направления оказания социально-медицинской помощи населению.
- 63. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 64. Социально-правовой статус социального работника
- 65. Особенности управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.
- 66. Суть и содержание профессиональной компетентности специалистов социальной работы
- 67. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.
- 69. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 70. Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях.
- 71. Проблемы мотивации в социальной работе.
- Гендерные отношения в современном обществе.
- Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- Статус женщины в современном обществе.
- Женщина и занятость: социальные аспекты.
- Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.
- Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- Педагогические основы социальной работы.
- Цели и задачи социальной геронтологии.