27 Межличностная коммуникация
К числу базо¬вых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодей¬ствие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разно¬образие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе об¬щения.
Понятие «межличностный контакт» указывает на саму воз¬можность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физи¬чески и психологически направлены друг на друга.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает ак¬тивность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоцио¬нально-чувственный аспект взаимодействия, временные параметры общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникает взаимная эмоциональная зависимость вступивших в контакт людей.
Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми.
Понятие «межличностная коммуникация» используется в процессе анализа способов обмена сообщениями между партнер их приема и переработки.
Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
Анализ межличностной коммуникации — это анализ того, при каких условиях и с помощью каких средств пред¬ставления, идеи, знания, настроения, т.е. субъективный опыт одно¬го субъекта может быть сообщен другому и более или менее точно истолкован им. Задачей исследования тем самым становится выяв¬ление и систематическое описание различных предпосылок и усло¬вий успешной (или, напротив, неуспешной, затрудненной) комму¬никации.
Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наи-большей степени. Любой человек может оценить степень эффек¬тивности взаимодействия (как собственного, так и другого челове¬ка) со сверстниками или людьми иной возрастной группы, с родст¬венниками или коллегами по работе, с представителями своего или противоположного пола.
Чтобы оценить уровень формирования необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков, используется понятие коммуникативной компетентности, которая складывается из следующих моментов:
-способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение;
-коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел;
-способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера;
-навыков самонастройки, саморегуляции в общении, распределять свои усилия в общении.
Аксиомы межличностной коммуникации. Американскому психологу П. Вацлавику принадлежит заслуга описания некоторых свойств коммуникации, имеющих большое прикладное значениев контексте межличностного взаимодействия и названных им аксиомами человеческой коммуникации. Знание данных свойств позволяет объяснить то, что исследователь назвал патологической коммуникацией, т.е. осложнений способные привести к тупикам в межличностном общении.
Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации.
Аксиома 2. Любая коммуникация имеет урд'венъ содержания и уро¬вень отношения.
Аксиома 3. Пунктуация последовательности событий.
Аксиома 4. Симметрическое и комплементарное взаимодействие.
Аксиома 5. Коммуникация может быть как намеренной, так I «3 намеренной, эффективной и неэффективной.
- 16 Основные теории массовых коммуникаций
- 17 Теории массовой коммуникации
- 18 Комуникационные барьеры
- 19 Формы коммуникации
- 20 Устная речевая коммуникация
- 21 Письменная коммуникация
- 22 Невербальная коммуникация
- 23 Уровни коммуникаций
- 24 Профессионально ориентированные коммуникации
- 25 Публичная коммуникация
- 26 Жанры публичной коммуникации
- 27 Межличностная коммуникация
- 28 Коммуникации в малых группах
- 29 Массовая коммуникация
- 30 Коммуникация в организациях