Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от каких-либо норм одержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности. Девиантное поведение, в значительной мере, обусловлено и неблагополучием семейного воспитания, иногда «гиперопекой» или крайне жестким обращением, неблагополучным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных педагогов. Первые проявления девиантного поведения – прогулы, драки, мелкое хулиганство, вызывающее поведение в обществе и так далее.
Деликвентность необходимо рассматривать как социо-психолого-педагогическую проблему, поскольку она проявляется в асоциальном поведении, является следствием социальной дезадаптации, представляет серьезную задачу для педагогов и является следствием и одновременно причиной различной степени личностных деформации. В сферу деформаций могут попадать различные составляющие личностного конструкта. Среди наиболее значимых нравственное сознание и самосознание, Я-Концепция, локус контроля, самооценка, мотивационно-потребностная сфера. Делинквентность предполагает нарушение различных социально-положительных качеств личности, необходимых для ее полноценного функционирования в обществе; отсутствие механизмов социально-положительного целеполагания; отсутствие или крайнюю бедность стереотипов социально-положительного поведения.
Первичная профилактика девиантного поведения: изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания; изучение и коррекция нарушения материнско –детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
Вторичная профилактика :
- раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;
- исследование генографии семьи;
- коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ;
- наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.
-
Содержание
- Теория социальной работы
- 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы
- 4. Направления, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Основные проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- 8. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 9. Этапы, формы и модели становления социальной работы в России
- 10. Проблемы периодизации истории социальной работы в России.
- 11 .Социальная работа как феномен современного мира.
- 12. Основные современные концепции и модели социальной работы
- 13. Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.
- 14. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.
- 15. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
- 16. Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
- 17. Проблемы технологизации процессов социальной работы.
- 18. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 19. Инструментарий технологий социальной работы
- 21. Особенности социальной диагностики в процессе социальной работы.
- 22. Формы и методы социальной терапии.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Технологии социального прогнозирования и моделирования
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 29. Технология социальной работы с инвалидами.
- 30. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 31. Технологии социальной работы с безработными.
- 32. Технология социальной работы в образовании
- 33. Технологии социальной работы в медицине
- 34. Технологии социальной работы в армии
- 35. Технологии социальной работы на предприятии
- 36. Технологии социальной работы на селе
- 37. Технологии социальной работы с бездомными
- 38. Технологии социальной работы с детьми сиротами.
- 39. Особенности технологии социальной профилактики
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска.
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Аксиологические аспекты социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Социальные гарантии, льготы и выплаты.
- 52. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 53. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях и службах.
- 54. Экономическая политика и система социальной защиты.
- 55. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 56. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 58. Проблемы внедрения результатов исследования в социальной работе.
- 59 .Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды
- 60 Формы и методы оказания социально-медицинской помощи населению.
- 61. Здоровье как социальная ценность. Факторы, влияющие на здоровье.
- 62. Основные направления оказания социально-медицинской помощи населению.
- 63. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 64. Социально-правовой статус социального работника
- 65. Особенности управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.
- 66. Суть и содержание профессиональной компетентности специалистов социальной работы
- 67. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.
- 69. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 70. Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях.
- 71. Проблемы мотивации в социальной работе.
- Гендерные отношения в современном обществе.
- Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- Статус женщины в современном обществе.
- Женщина и занятость: социальные аспекты.
- Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.
- Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- Педагогические основы социальной работы.
- Цели и задачи социальной геронтологии.