§ 3. Характер эмоциональных отношений 119
• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. Особенности интеграции образов родителя и ребенка в детско-родительских отношениях исследуются в работах Л.И. Вассермана [1995], Г.Т. Хоментаускаса, Е.О. Смирновой [2001], В.В. Абраменковой [2000], О.А. Карабановой [2001, 2002], И.М. Марковской [1999].
-
Содержание
- 1.Исторические изменения семьи и брака.
- 2. Семейные отношения как объект изучения в России.
- 3. Национальные особенности семейных отношений.
- 4. Современные исследования семейных отношений.
- 5. Понятие семьи как малой социальной группы.
- Понятие семьи как системы.
- 7. Структура семьи. Характеристика понятий.
- 8. Особенности классификаций семей и их виды.
- 9. Функционально-ролевая структура семейных отношений.
- 10. Внешние и внутренние границы, особенности и типы границ.
- 11. Факторы, не способствующие семейной адаптации.
- 12. Понятие иерархии и правил в семье.
- Типы сплоченности и гибкости.
- 14. Основные типы семейных подсистем.
- 15. Семья как коммуникативная система. Правила взаимодействия.
- 16. Нарушения коммуникации в семейной системы, типы и особенности.
- 17. Составляющие семейной истории.
- 18.Понятие комплементарного, некомплементарного и частично комплементарного брака.
- Динамика семьи: жизненный цикл, классификации, характеристики основных стадий жизненного цикла семьи.
- Теоретические подходы к анализу феномена любви как психологической детерминанты.
- Искажение и нарушение чувства любви в супружеских отношениях. Развитие
- Социально – психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции.
- Адаптация супругов в семье.
- Психологическая совместимость в семье. Теории супружеской совместимости.
- Альтернативные модели семьи.
- 26. Понятие коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в семье.
- 27. Нарушение общения в семье. Конфликты в семье их виды и характеристика.
- Понятие сплоченности и субъективная удовлетворенность браком.
- Семья как первичный институт социализации ребенка.
- Основные характеристики детско – родительских отношений.
- § 3. Характер эмоциональных отношений 119
- Родительская любовь: материнство и отцовство. Стили родительского воспитания.
- Дестабилизация семейных отношений. Концепции и формы распада семейных отношений.
- 33.Семейный развод причины и фазы.
- 34. Сексуальные отношения в семье. Стадии сексуального развития ребенка. Понятие и типы сексуальных связей.
- Сексуальные расстройства и нарушения в семейной системе.
- 36. Выбор брачного партнера: модели, факторы, комбинации типов личности в браке.
- Детско-родительские отношения. Стили семейного воспитания.