Дестабилизация семейных отношений. Концепции и формы распада семейных отношений.
КОНЦЕПЦИИ И ФОРМЫ РАСПАДА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать, и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь — не всегда источник радостей, она не может всегда протекать ровно и гладко, есть немало семейных трудностей. Как и в любой динамической системе, в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры... К сожалению, не каждая семья может с ними справиться, «семейный корабль» дает трещину и идет ко дну...
Существуют разные психологические теории по поводу разводов. Некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию «толчка» — существовала благополучная семья, все было хорошо, но вдруг что-то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и пр.), произошел толчок — и семья развалилась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком, видимо, что-то назревало, и готовность к разводу уже была. Развод — это процесс. Другая концепция пытается объяснить развод как «обратное развитие» (типа: симпатия — любовь — сближение — охлаждение — раздражение — распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается.
Развод был всегда, сколько существует институт брака, вероятно, развод имеет такой же «стаж», как и сам семейный институт. Вечного и нерасторжимого брака в истории общества не существовало. Формы его многочисленны и разнообразны, как и сама разводная мотивация.
Если меланезиец с острова Санта-Крус после бурной ночи с женой отправляется с соплеменниками на рыбалку, то жена вправе развестись с ним. Ведь меланезийцы считают, что любая деятельность после полового акта не принесет успеха, а значит, перед таким важным делом, каким является рыбалка, следовало бы воздержаться от сексуальных утех. Иначе получается, что муж о своем удовольствии думает больше, нежели о благе всей семьи.
Но чаще всего мотивом для развода оказывается супружеская неверность. Причем строже всего, как правило, общество судит именно неверных жен, ведь, вступая в половую связь с любовником, женщина рискует забеременеть и родить чужого ребенка. Это не только сделает мужа посмешищем в глазах окружающих, но и прервет нормальную линию наследования. Кому захочется передавать свое имущество чужому отпрыску, да еще зачатому вне закона?
Есть, однако, народы, которые смотрят на неверность жен сквозь пальцы. В африканском племени динка муж может развестись с женой, если она глупа или плохо готовит, а изменяет ли она при этом мужу — неважно. Точно также мораны, коренное население Ассама, считают, что муж может развестись с неверной женой только в том случае, если ее любовник принадлежит к более низкой касте, чем она сама.
У некоторых народов для развода достаточно одного подозрения в возможной измене жены. В Сербии прошлого века муж имел полное право прогнать жену, которая провела ночь вне дома. В американском штате Кентукки до сих пор действует закон, по которому муж может потребовать развода, если его жену просто видели в пивном баре.
А вот в Ирландии по сию пору развода не существует! Таковы католические традиции... Но и здесь есть лазейки: католик может получить право на развод с разрешения Папы Римского. Как говорится, было бы желание.
Интересно, что в Древней Греции получить развод было очень просто. Муж при свидетелях просто объявлял жене, что их брак расторгнут, после чего та забирала свое приданое и возвращалась в родительский дом. Причем приданое возвращалось в любом случае, даже если она была виновата в супружеской измене. А вот со стороны жены добиться развода было несколько сложнее. Она должна была подать петицию городским властям, которые принимали окончательное решение. И независимо от того, кто из супругов признавался виновным, дети всегда оставались у отца.
У римлян развод был делом обычным. Известно, что поэт Овидий и историк Плиний Младший были женаты по три раза, а Юлий Цезарь и Антоний имели по четыре жены.
В Древней Индии брак рассматривался не как гражданский, а как божественный союз людей, и мужчина мог расторгнуть его только в трех случаях: если жена промотала его состояние, сделала аборт или покушалась на его жизнь. Жена могла потребовать развода в случае, если муж стал импотентом или совершил поступок, за который его исключили из касты.
Самая простая процедура развода в мире предусмотрена пророком Мухаммедом для мужчин-мусульман. Мужу достаточно сказать: «Я с тобой развожусь», — и дело сделано. Причем произнести он может наедине и при свидетелях, дома и на улице. А вот жена его со своей стороны ни при каких обстоятельствах не может развестись с мужем.
Ну а веселее всего проходят разводы на Мальдивских островах. Здесь это своего рода развлечение — процедура развода требует публичного диспута между мужем и женой. Многие используют его, чтобы проявить свое остроумие, находчивость, ум и тем самым повысить социальный престиж. Поэтому нередки пары, которые уже разводились по три-четыре раза, а затем снова сходились.
- 1.Исторические изменения семьи и брака.
- 2. Семейные отношения как объект изучения в России.
- 3. Национальные особенности семейных отношений.
- 4. Современные исследования семейных отношений.
- 5. Понятие семьи как малой социальной группы.
- Понятие семьи как системы.
- 7. Структура семьи. Характеристика понятий.
- 8. Особенности классификаций семей и их виды.
- 9. Функционально-ролевая структура семейных отношений.
- 10. Внешние и внутренние границы, особенности и типы границ.
- 11. Факторы, не способствующие семейной адаптации.
- 12. Понятие иерархии и правил в семье.
- Типы сплоченности и гибкости.
- 14. Основные типы семейных подсистем.
- 15. Семья как коммуникативная система. Правила взаимодействия.
- 16. Нарушения коммуникации в семейной системы, типы и особенности.
- 17. Составляющие семейной истории.
- 18.Понятие комплементарного, некомплементарного и частично комплементарного брака.
- Динамика семьи: жизненный цикл, классификации, характеристики основных стадий жизненного цикла семьи.
- Теоретические подходы к анализу феномена любви как психологической детерминанты.
- Искажение и нарушение чувства любви в супружеских отношениях. Развитие
- Социально – психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции.
- Адаптация супругов в семье.
- Психологическая совместимость в семье. Теории супружеской совместимости.
- Альтернативные модели семьи.
- 26. Понятие коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в семье.
- 27. Нарушение общения в семье. Конфликты в семье их виды и характеристика.
- Понятие сплоченности и субъективная удовлетворенность браком.
- Семья как первичный институт социализации ребенка.
- Основные характеристики детско – родительских отношений.
- § 3. Характер эмоциональных отношений 119
- Родительская любовь: материнство и отцовство. Стили родительского воспитания.
- Дестабилизация семейных отношений. Концепции и формы распада семейных отношений.
- 33.Семейный развод причины и фазы.
- 34. Сексуальные отношения в семье. Стадии сексуального развития ребенка. Понятие и типы сексуальных связей.
- Сексуальные расстройства и нарушения в семейной системе.
- 36. Выбор брачного партнера: модели, факторы, комбинации типов личности в браке.
- Детско-родительские отношения. Стили семейного воспитания.