logo
Семейная психология

3. Национальные особенности семейных отношений.

До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная мик¬ромодель общества, социальные отношения выводились из се¬мейных, само общество трактовалось исследователями как раз-росшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья с со¬ответствующими атрибутами: авторитарностью, собственностью, субординацией и т.п.

В этнографии накоплен обширный материал, отражающий на¬циональные особенности отношений в семье. Так, в Древней Гре¬ции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Действовало табу инцеста. Отец был господином своей жены, де¬тей, сожительниц. Мужчины пользовались большими правами. Женщины за измену подвергались суровой каре, однако спарта¬нец мог отдать свою жену любому гостю, который его просил об этом. Дети других мужчин оставались в семье, если это были здо-ровые мальчики.

В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Боль¬шое значение придавалось свадебной церемонии, чрезвычайно до¬рогой, расписанной до мелочей. Авторитет отца был исключи¬тельным, дети подчинялись только ему. Женщина считалась частью имущества мужа.

Наука располагает обширной информацией о влиянии христи¬анства на институт семьи во многих странах мира. Церковная докт¬рина освящала моногамию, сексуальную чистоту, целомудрие, предавала анафеме многоженство и многомужество. Однако на практике духовенство далеко не всегда следовало церковным ка¬нонам. Церковь превозносила девственность, воздержание при вдовстве, добродетельное супружество. Браки христиан с иновер¬цами считались греховными. Либеральное отношение к ним было лишь в период раннего христианства, поскольку считалось, что с помощью брака христианин может обратить в истинную веру еще одного заблудшего.

На раннем этапе христианства супружество считалось частным делом. В дальнейшем закрепилась норма вступления в брак с со¬гласия священника. Даже вдова не могла снова выйти замуж без его благословения.

Церковь диктовала и правила сексуальных отношений. В 398 г. Карфанесским собором было принято решение, по которому де¬вушка должна была хранить девственность три дня и три ночи после свадьбы. И только впоследствии было разрешено вступать в половые сношения в брачную ночь, но только при условии упла¬ты церковного сбора.

Формально христианство признавало духовное равенство жен¬щины и мужчины. Однако в действительности положение жен¬щин было приниженным. Лишь некоторые категории женщин - вдовы, девственницы, служащие в монастырях и больницах - имели авторитет в обществе, находились на привилегированном положении.