Семья как первичный институт социализации ребенка.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития [Кон, 1988]. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
-
Содержание
- 1.Исторические изменения семьи и брака.
- 2. Семейные отношения как объект изучения в России.
- 3. Национальные особенности семейных отношений.
- 4. Современные исследования семейных отношений.
- 5. Понятие семьи как малой социальной группы.
- Понятие семьи как системы.
- 7. Структура семьи. Характеристика понятий.
- 8. Особенности классификаций семей и их виды.
- 9. Функционально-ролевая структура семейных отношений.
- 10. Внешние и внутренние границы, особенности и типы границ.
- 11. Факторы, не способствующие семейной адаптации.
- 12. Понятие иерархии и правил в семье.
- Типы сплоченности и гибкости.
- 14. Основные типы семейных подсистем.
- 15. Семья как коммуникативная система. Правила взаимодействия.
- 16. Нарушения коммуникации в семейной системы, типы и особенности.
- 17. Составляющие семейной истории.
- 18.Понятие комплементарного, некомплементарного и частично комплементарного брака.
- Динамика семьи: жизненный цикл, классификации, характеристики основных стадий жизненного цикла семьи.
- Теоретические подходы к анализу феномена любви как психологической детерминанты.
- Искажение и нарушение чувства любви в супружеских отношениях. Развитие
- Социально – психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции.
- Адаптация супругов в семье.
- Психологическая совместимость в семье. Теории супружеской совместимости.
- Альтернативные модели семьи.
- 26. Понятие коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в семье.
- 27. Нарушение общения в семье. Конфликты в семье их виды и характеристика.
- Понятие сплоченности и субъективная удовлетворенность браком.
- Семья как первичный институт социализации ребенка.
- Основные характеристики детско – родительских отношений.
- § 3. Характер эмоциональных отношений 119
- Родительская любовь: материнство и отцовство. Стили родительского воспитания.
- Дестабилизация семейных отношений. Концепции и формы распада семейных отношений.
- 33.Семейный развод причины и фазы.
- 34. Сексуальные отношения в семье. Стадии сексуального развития ребенка. Понятие и типы сексуальных связей.
- Сексуальные расстройства и нарушения в семейной системе.
- 36. Выбор брачного партнера: модели, факторы, комбинации типов личности в браке.
- Детско-родительские отношения. Стили семейного воспитания.