Социально – психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции.
Аттракция как симпатия к другому человеку является безусловным компонентом чувства любви [Гозман, 1987]. В рамках социально-психологического подхода изучались факторы, способствующие возникновению аттракции и выступающие как условия привлекательности партнера. Назовем некоторые из них.
Внешняя привлекательность. В зрелом возрасте становятся важны не только внешние физические данные, но и духовно-психологические, личностные качества. Идеал привлекательной внешности обусловлен как культурно-историческими, социальными условиями, так и субъективными критериями оценки. Внешняя привлекательность человека определяется не только оценкой его со стороны партнера, но в значительной степени и его собственной самооценкой. Если самооценка высока и адекватна или даже несколько превосходит уровень адекватности, то это находит отражение в таких особенностях поведения личности, как уверенность, доброжела-тельность, направленность на установление отношений и коммуникацию, способствующих большему самораскрытию партнеров.
Социальные характеристики — принадлежность к определенному социальному уровню, образование, статус, профессия, социальная успешность и т.д. Успешность и удачливость способствуют усилению аттракции, неудачников избегают.
Уровень развития коммуникативных способностей — способность к открытой коммуникации, к самораскрытию, искренности в пределах сохранения интимного личностного ≪пространства безопасности≫ партнеров (неприемлемость ≪душевного эксгибиционизма≫), умение коммуницировать свои чувства, проявлять эмпатию в отношении партнера. Отсутствие коммуникативной компетентности резко негативно сказывается на аттракции.
Сходство установок, идей, взглядов, ценностей. Для успешного функционирования семьи особенно важны общность ценностей профессиональной деятельности, сходство взглядов на воспитание детей и родительство.
Предсказуемость, прогнозируемость поведения партнера, особенно в стрессовых, напряженных ситуациях, на основе знания его личностных свойств и стабильности его поведения в повторяющихся ситуациях. Непредсказуемость не отпугивает, но осложняет понимание намерений партнера и может привести к деструкции отношений. Предсказуемость не идентична рутинности и стереотипности поведения.
Ситуативные факторы. К ним можно отнести следующие:
• регулярность контактов;
• возможность реализации совместной деятельности;
• оказание друг другу помощи (забота, помогающее поведение). Доказано, что уровень симпатии к партнеру у помогающего выше, чем у того, кому помощь оказывается. Иными словами, мы привязываемся к тому, кому мы больше помогаем. Напротив, известен феномен избегания человека, оказавшего нам значительную помощь. В супружеских отношениях не должно быть грубого дисбаланса в выполнении обязанностей и ролей. В интересах сохранения взаимной симпатии и привлекательности ни один из супругов не должен взваливать на себя все проблемы семьи и принимать на себя роль ≪палочки-выручалочки≫. Каждый член семьи ради стабилизации в ней эмоциональных связей должен быть готов и сам оказать помощь, и попросить о ней, и принять помощь от партнера.
Совместное переживание опасности, угрозы жизни. Этим фактором объясняется известный феномен повышения уровня сплоченности семьи при переживании кризисных, фрустрирующих ситуаций (вспомним пословицу о необходимости съесть пуд соли, чтобы узнать друг друга и установить истинно гармоничные отношения).
Фактор оценки со стороны партнера. Проявляется в том, что аттракция возникает при условии отсутствия значительного расхождения самооценки и оценки со стороны партнера.
В исследовании М.Н. Риди и др. [Reedy et al., 1982] предметом изучения стали изменения значимости аффективных и поведенческих компонентов, составляющих, по мнению авторов, отношения любви в период перехода от ранней к средней зрелости, пожилому возрасту и старости. К таким компонентам были отнесены эмоциональная безопасность, уважение, сексуальная интимность, коммуникация, игровое и помогающее поведение (взаимопомощь) и лояльность (терпимость). Было отмечено, что при наличии определенной стабильности можно говорить также об изменениях значимости каждого из компонентов на протяжении зрелых периодов онтогенеза. Например, при сохранении стабильности помогающего и игрового поведения наблюдалось возрастание значения эмоциональной безопасности и взаимной терпимости на фоне снижения роли, отводимой в отношениях между супругами уважению. Несколько снижалось значение общения. Значение сексуальной сферы плавно возрастало к середине жизненного цикла, а за-
тем столь же плавно снижалось. Таким образом, на первом плане отношений любви между супругами на всех стадиях жизненного цикла оказывается аффективная составляющая любви — эмоциональная безопасность, сопереживание, симпатия, что в целом соответствует основному тезису семейной психологии и семейной психотерапии о том, что именно функция эмоционального взаимопонимания и сопереживания, психотерапевтичес- кая функция являются системообразующими для современной семьи.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
•любовь представляет собой социокультурный, исторический феномен, имеющий историю своего развития;
•любовь имеет активно-деятельностную творческую природу, формируется в процессе жизни на основе интериоризации опыта детско-родительских отношений и присвоения социокультурного опыта, форм и ≪модусов≫ любви в контексте органического и полового созревания;
•любовь направлена на самореализацию личности, преодоление отчужденности и обретение единства и целостности; обеспечивает саморазвитие личности в исключительных, близких отношениях со значимым Другим;
• важным фактором возникновения нарушений способности любить является искажение детско-родительских отношений и, в первую очередь, отношений с близким взрослым на протяжении ранних стадий онтогенеза.
- 1.Исторические изменения семьи и брака.
- 2. Семейные отношения как объект изучения в России.
- 3. Национальные особенности семейных отношений.
- 4. Современные исследования семейных отношений.
- 5. Понятие семьи как малой социальной группы.
- Понятие семьи как системы.
- 7. Структура семьи. Характеристика понятий.
- 8. Особенности классификаций семей и их виды.
- 9. Функционально-ролевая структура семейных отношений.
- 10. Внешние и внутренние границы, особенности и типы границ.
- 11. Факторы, не способствующие семейной адаптации.
- 12. Понятие иерархии и правил в семье.
- Типы сплоченности и гибкости.
- 14. Основные типы семейных подсистем.
- 15. Семья как коммуникативная система. Правила взаимодействия.
- 16. Нарушения коммуникации в семейной системы, типы и особенности.
- 17. Составляющие семейной истории.
- 18.Понятие комплементарного, некомплементарного и частично комплементарного брака.
- Динамика семьи: жизненный цикл, классификации, характеристики основных стадий жизненного цикла семьи.
- Теоретические подходы к анализу феномена любви как психологической детерминанты.
- Искажение и нарушение чувства любви в супружеских отношениях. Развитие
- Социально – психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции.
- Адаптация супругов в семье.
- Психологическая совместимость в семье. Теории супружеской совместимости.
- Альтернативные модели семьи.
- 26. Понятие коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в семье.
- 27. Нарушение общения в семье. Конфликты в семье их виды и характеристика.
- Понятие сплоченности и субъективная удовлетворенность браком.
- Семья как первичный институт социализации ребенка.
- Основные характеристики детско – родительских отношений.
- § 3. Характер эмоциональных отношений 119
- Родительская любовь: материнство и отцовство. Стили родительского воспитания.
- Дестабилизация семейных отношений. Концепции и формы распада семейных отношений.
- 33.Семейный развод причины и фазы.
- 34. Сексуальные отношения в семье. Стадии сексуального развития ребенка. Понятие и типы сексуальных связей.
- Сексуальные расстройства и нарушения в семейной системе.
- 36. Выбор брачного партнера: модели, факторы, комбинации типов личности в браке.
- Детско-родительские отношения. Стили семейного воспитания.