34. Особенности "языка тела", которые следует учитывать во время деловой коммуникации
В деловом общении менеджеру необходимо знать не только как — благожелательно или раздраженно — слушает его клиент, доволен ли он ходом переговоров, но и что он собирается делать дальше: искать дополнительную информацию, заключать сделку или отказываться от нее. Указания на это тоже можно получить, наблюдая за телесными проявлениями состояний человека. Рассмотрим состояния человека, связанные с субъективной оценкой ситуации и телесных сигналов, которые позволяют эти состояния опознать когда человек их не скрывает и тогда, когда старается их замаскировать.
В позах и движениях можно наблюдать следующие признаки подготовки приближения к объекту, к «захвату» его, стремления получше рассмотреть и ощупать:
1. все тело направлено и как бы приближено к партнеру; возможно легкое раскачивание на стуле;
2. ладони открыты по отношению к партнеру или человек энергично потирает их друг о друга; стопы направлены к собеседнику; если человек сидит, положив ногу на ногу, лежащая сверху нога направлена в сторону партнера;
3. в речи слышны доброжелательные интонации;
4. выражение глаз и всего лица спокойно или с легкой улыбкой; открытый, прямой внимательный взгляд устремлен прямо на собеседника;
5. глаза могут кратковременно открываться особенно широко или, наоборот, прикрываться, обычно вместе с кивком головой, тогда у глаз появляются легкие морщины;
6. радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отведены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт.
Отрицательная оценка сопровождается телесными проявлениями неудовольствия, микродвижениями, символизирующими удаление от объекта, отгораживание от него:
1. голова, плечи, колени, стопы вместе или по отдельности направлены от партнера;
2. руки сцеплены, или скрещены на груди, или занимают такое положение, что в любом случае ладони не видны собеседнику; иногда руками производятся медленные движения наружу-вниз (символический заслон или «отгребание от себя»);
3. ступни повернуты от собеседника или носками друг к другу (легкая «косолапость»); ноги скрещены или положены друг на друга, при этом нога направлена от партнера (позы заторможенного, сдерживаемого бегства);
4. загораживание каким-либо предметом (портфелем, книгой, газетой и т.п.) как щитом;
5. рот слегка приоткрыт или, наоборот, плотно закрыт;
Если объект или ситуация оцениваются как активные, то у человека возникает желание не только обсуждать вопрос, но и принимать конкретные решения и действовать. При этом в организме возникает общее возбуждение, тело подготавливается к быстрым действиям с динамичным объектом. О такой оценке свидетельствуют широкие, «открытые» позы, напоминающие приостановленное, сдерживаемое движение. Можно отметить некоторые характерные признаки:
1. верхняя часть тела слегка подается вперед; возможно раскачивание на стуле;
2. руки на бедрах — первый признак готовности действовать, его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать;
3. в положении сидя ладони положены на бедра или широко расставленные руки упираются в стол; в положении стоя кисти рук располагаются на уровне талии («руки в боки», особенно характерно для женщин) или большие пальцы заложены за пояс (характерно для мужчин);
4. о время высказывания ладони открыты навстречу партнеру и движутся вперед и вверх-вниз или ладонь поднята вверх на уровень лица, пальцы соединены или собраны в щепоть, рука совершает частые движения от себя и к себе (символическое удержание и демонстрация, скорее всего, человек излагает очень важную для него мысль);
5. речь с усиленными (но не грубыми) интонациями;
Если объект оценивается как пассивный, это означает — в ближайшее время человек не намерен принимать конкретное решение и тем более действовать, поэтому не хочет даже высказываться. Но это не значит, что он теряет интерес к деловому общению. Скорее наоборот, он заинтересован в получении дополнительной информации, хочет лучше понять партнеров и разобраться в деталях. Это состояние отражается в статичной, спокойной позе. Тело занимает максимально удобную позу, особенно если перед этим оно было напряжено; жестикуляция замедляется; речь становится медленнее и тише. Укажем некоторые более частные признаки:
1. поза расслабленная, вялая или демонстративно прямая и напряженная, но «закрытая» — локти могут быть прижаты к телу; ладони засунуты в карманы или скрещены перед грудью; возможно захватывание себя за край одежды, за пуговицу или за другую руку;
2. шея не напряжена, голова слегка отклонена назад или вбок, возможен легкий кивок головой в момент понимания чужой мысли;
3. плечи приподняты, голова втянута в плечи; закрывание рта рукой; возможно касание рта или носа указательным пальцем или напряжение рта, прикусывание губ или языка (два последних признака указывают на нежелание говорить);
4. внимательный, твердый взгляд на собеседника, глаза могут быть широко раскрыты или слегка прищурены (это зависит от состояния зрения);
5. в положении сидя за столом одна рука поставлена на локоть и подбородок опирается на ладонь или указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены на уровне рта или ниже (символическое прислушивание);
- 1.Понятие и сущность делового общения.
- 2.Речь как главное средство общения. Виды делового общения.
- 3.Механизмы воздействия в процессе общения.
- 4 Коммуникативные технологии.
- 6 Структура делового общения. Деловое общение: средства и содержание.
- 8. Формы делового общения Деловая беседа в практике делового общения: определение, значение, формы.
- 5 Межличностные коммуникации. Нисходящие и восходящие коммуникации.
- 7. Стили общения в процессе деловых коммуникаций. Убеждающая модель общения.
- 9. Психологические приемы влияния на партнера. Средства воздействия на слушателя
- 10. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседников
- 11. Формы делового общения Деловое совещание: цели проведения, подготовка делового совещания.
- 12. Технология проведения делового совещания.
- 13 Формы делового общения Мастерство публичного выступления: грамотность, логичность и эмоциональность. Ошибки подготовки выступления.
- Формы делового общения. Деловое письмо.
- Формы делового общения. Телефонные коммуникации
- 16. Особенности эмоциональной окраски речи в деловом общении.
- 17. Понятие «риторики» в деловых коммуникациях. Средства воздействия на слушателя
- 19. Выступление перед аудиторией. Использование презентации при выступлении.
- 20. Формы делового общения. Деловые переговоры: Определение целей деловых переговоров.
- 21.Методы и стили проведения деловых переговоров
- 22. Организация деловых переговоров - процесс состоящий из этапов:
- 23. Методы:
- 24. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров:
- 25. Слушание – главнейший компонент общения: виды и приемы слушания.
- 26. Слушание в деловой коммуникации. Правила эффективного слушания.
- 27. Техника и тактика аргументирования.
- 28.Оценка соглашений, достигнутых в результате переговоров.
- 29.Как подготовить устное выступление? Использование презентации при выступлении.
- 30.Роль невербальных особенностей в процессе установления деловых коммуникаций.
- 31.Основные типы невербальной коммуникации
- 32.Кинестетические особенности невербального общения (жест, мимика, поза).
- 33.Речь и личность, элементы восприятия человека по речевому поведению; индикаторы восприятия психологических составляющих (голос, пространство, время)
- 34. Особенности "языка тела", которые следует учитывать во время деловой коммуникации
- 35.Понятие “личность”. Значение личности в практике делового общения.
- 36.Взаимосвязь типов личности и делового общения.
- 37. Оценка поведения личности в деловом общении. Характеристикаимиджаделовогочеловека.
- 38. Документационное обеспечение делового общения: документирование управленческой деятельности.
- 39. Документационное обеспечение делового общения: общие правила оформления документов.
- 40. Понятие нетворкинга и его основные характеристики.
- 41. Вербальная Межкультурная коммуникация: формы, стили и контексты.
- 42. Невербальная коммуникация: формы и способы.
- 43.Паравербальная коммуникация и ее основные средства для достижения определенных целей и намерений.
- 44.Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах.
- 45) Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи.
- 46)Деловая коммуникация в блогах.
- 47.Сущность межкультурных различий в деловой коммуникации. Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели.
- 48.Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых аспектов деловой культуры.
- 49. Невербальная семиотика и ее значение в деловой и межкультурной коммуникации.
- 50. Некоторые аспекты гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах.