logo search
вопросы к госам по социальной работе

38. Технологии социальной работы с детьми сиротами.

Сиротство – социальное понятие, отражающее положение детей-сирот. В словаре-справочнике по социальной работе под редакцией В. И. Филоненко приводятся следующие понятия.

Сирота – ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право особую защиту и помощь, предоставляемую государством. Прямыми сиротами являются дети, потерявшие родителей в результате смерти последних.

Условными сиротами считаются дети, имеющие одного или двух живых, документально известных родителей, которые лишены родительских прав или отказались от своих детей. Сироты временные – дети, переданные родителями на попечение государства в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав.

Семья социального риска является разновидностью семьи, которая не соответствует своему назначению и не выполняет в достаточной степени своих функций. Такая семья подвержена воздействию негативных социальных факторов, тесно взаимодействует с группами социального риска.

Обязанности по осуществлению государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти.

Опека и попечительство несовершеннолетних возлагается на органы управления образования, в отношении недееспособных или частично недееспособных родителей – на органы управления здравоохранением.

Должностные лица дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других, а также граждане, имеющие сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и выбору формы устройства детей и контроль условий их содержания, воспитания и образования.

Руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения, в которых находятся дети, оставшихся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. Дети, оставшиеся без родительского попечения, передаются органом опеки и попечительства в течение месяца преимущественно на воспитание в семьи. Отдается предпочтение воспитанию детей в условиях семьи (усыновление, удочерение, опека, попечительство, приемная семья и социальный патронат).