25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.
Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.
Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально- реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:
1. Объективные, т.е. социально или природно обусловленные: - возрастные изменения; - природные, техногенные или экологические катастрофы; - тяжёлые заболевания или травмы; - социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).
2. Субъективные или личностно обусловленные:
- изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);
- девиантные формы поведения и др.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы: - здравоохранения; - образования; - профессиональной подготовки и переподготовки; - средства массовых коммуникаций и массовой информации; - организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; - общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.).
Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Виды социальной реабилитации.
1. Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
2. Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
3. Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.).
4. Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и в последствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.
5. Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.
26. Технология консультирования в социальной работе.
Основные функции и задачи посредничества и консультирования в системе социальной защиты. Виды и формы посредничества и консультирования
О потребности в консультации можно говорить только в случае, если человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов.
В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования.
1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья, это рассматривать как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.
1. Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития.
2. Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения.
3. Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи.
4. Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций.
- Теория социальной работы
- 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы.
- 2. Принципы и закономерности социальной работы
- 3. Теоретические парадигмы социальной работы
- 4. Направления, уровни, формы и методы социальной работы.
- 5. Проблемы эффективности в социальной работе
- 6. Объекты и субъекты социальной работы.
- 7. Основные проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
- 8. Исторические этапы становления социальной работы в России.
- 9. Этапы, формы и модели становления социальной работы в России
- 10. Проблемы периодизации истории социальной работы в России.
- 11 .Социальная работа как феномен современного мира.
- 12. Основные современные концепции и модели социальной работы
- 13. Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.
- 14. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.
- 15. Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
- 16. Инновационные технологии социальной работы: сущность и содержание.
- 17. Проблемы технологизации процессов социальной работы.
- 18. Виды, формы и методы технологии социальной работы
- 19. Инструментарий технологий социальной работы
- 21. Особенности социальной диагностики в процессе социальной работы.
- 22. Формы и методы социальной терапии.
- 23. Технология социальной экспертизы: сущность и формы
- 24. Технологии социального прогнозирования и моделирования
- 25. Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- 27. Технология посредничества в социальной работе.
- 29. Технология социальной работы с инвалидами.
- 30. Процесс социальной работы с клиентом: структура и содержание.
- 31. Технологии социальной работы с безработными.
- 32. Технология социальной работы в образовании
- 33. Технологии социальной работы в медицине
- 34. Технологии социальной работы в армии
- 35. Технологии социальной работы на предприятии
- 36. Технологии социальной работы на селе
- 37. Технологии социальной работы с бездомными
- 38. Технологии социальной работы с детьми сиротами.
- 39. Особенности технологии социальной профилактики
- 40. Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- 41. Проблемы научной организации труда в социальной работе.
- 42. Современные технологии социальной работы с семьей группы риска.
- 43. Технологии социальной работы с наркозависимыми.
- 44. Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
- 45. Профессионально значимые ценности социальной работы. Их сущность и типология.
- 46. Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
- 47. Профессионально-этические требования к личности социальной работы.
- 48. Аксиологические аспекты социальной работы.
- 49. Социально-ориентированная экономика как материальная основа социальной работы и социальной поддержки населения.
- 50. Экономическая политика государства сущность и содержание
- 51. Социальные гарантии, льготы и выплаты.
- 52. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания
- 53. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях и службах.
- 54. Экономическая политика и система социальной защиты.
- 55. Основные источники финансирования и принципы экономической деятельности социальных служб.
- 56. Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе.
- 58. Проблемы внедрения результатов исследования в социальной работе.
- 59 .Особенности социальной экологии. Общие принципы и способы защиты окружающей среды
- 60 Формы и методы оказания социально-медицинской помощи населению.
- 61. Здоровье как социальная ценность. Факторы, влияющие на здоровье.
- 62. Основные направления оказания социально-медицинской помощи населению.
- 63. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе.
- 64. Социально-правовой статус социального работника
- 65. Особенности управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.
- 66. Суть и содержание профессиональной компетентности специалистов социальной работы
- 67. Процесс подготовки и методы принятия управленческих решений в социальной сфере.
- 68. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.
- 69. Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
- 70. Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях.
- 71. Проблемы мотивации в социальной работе.
- Гендерные отношения в современном обществе.
- Семья и ее основные функции жизнедеятельности.
- Основные направления и механизмы социальной зашиты семьи. Социальная защита материнства и детства.
- Государственная семейная политика и механизмы ее реализации.
- Равноправие мужчин и женщин как социальная проблема.
- Статус женщины в современном обществе.
- Женщина и занятость: социальные аспекты.
- Социально-педагогический процесс: сущность, содержание, характеристика компонентов.
- Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.
- Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
- Педагогические основы социальной работы.
- Цели и задачи социальной геронтологии.