logo search
ответы на билеты отк

17 Теории массовой коммуникации

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Этот процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной и учебной! литературе.

Модель Аристотеля. В «Риторике» древнегреческий философ писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обраща¬ется; оно-то и есть конечная цель всего». В условиях уст¬ной по преимуществу античной культуры на первый план естест¬венным образом выдвигается ораторское искусство. Данная модель универсальна — она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации:

ОРАТОР - РЕЧЬ - СЛУШАТЕЛЬ

Модель Лассуэлла. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть ис¬пользована для анализа массовой коммуникации и любого коммуни¬кативного действия, которое раскрывается по мере ответа на пос¬ледовательно возникающие вопросы: кто? сообщает что? по какому каналу? Кому? с каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражаю¬щей структуру коммуникационного процесса, так и моделью иссле-дования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Модель Шеннона—Уивера. В данной модели: источник — это тот, кто делает звонок (переда¬ет сообщение); сообщение — передаваемая информация; телефон¬ный передатчик — кодирующее устройство, преобразующее звуко¬вые волны в электрические импульсы; телефонный провод — канал; телефонный приемник (второй аппарат) — декодер, осуществляю¬щий обратное преобразование электрических импульсов в звуко¬вые волны; приемник — человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон ка¬нала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максими-зировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Модель М. де Флера. Он отмечает, что в коммуникативном процессе пер¬воначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылае¬мую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, т.е. идея, возникшая в сознании отправителя, соответствует идее, возникшей в сознании получате¬ля, то коммуникация состоялась. Однако, согласно де Флеру, пол¬ное соответствие является весьма редким.

Циркулярная модель коммуникации. В этой модели отражена реакция коммуниканта на сообщение источника в виде обратной связи. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать свои действия и цели.

Двухканальная модель речевой коммуникации. Отечествен¬ный психолог В.П. Морозов предложил оригинальную модель, в ко-торой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие следующих основных частей:

-источника информации (в данном случае говорящего человека, передающего информацию);

-сигнала, несущего информацию в закодированном определен¬ным образом виде (в данном случае в форме акустических осо-бенностей речи и голоса);

-приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае слуховой системы, мозга и психи¬ки субъекта восприятия — слушателя).