logo search
экзамен шпоры маша

44. Социальная сущность семьи и брака

Основные соцфункщш С: 1. Ф)>нкция социализации. Центральное место в этом процессе занимает С. В ней осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности, она является первичной группой. Главным способом социализации - копирование детьми моделей поведения взрослых членов С. 2. Функция эмоционального удовлетворения. Благодаря своей структуре и качествам, С служит самым важным источником эмоционального удовлетворения, отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в С 3. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в С, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его С. Это национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых О принадлежность семьи к определенному соцслою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя. С обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни 4. Защитная функция. Институт С осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов 5. Экономическая функция. Ведение членами С общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких эконсвязей между ними - С представляет собой самую крепкую экономическую ячейку О 6. Рекреационная материальные и моральные условия отдыха.

С точки зрения функционирования С как системы в социологии рассматриваются такие проблемы: 1. несоответствие функционирования С общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.) 2. противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными; низкая сплоченность группы 3. падение престижа традиционного брака. С пргонается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в С человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

45. Социальное неравенство как причина социального разграничения общества

Социальное неравенство - такое положение вещей в обществе или отдельной общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж. Причины социального неравенства. Функционализм: 1. Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессия ценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в обществе. 2. Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку социальной пирамиды. По Марксу: 1. Социальное неравенство основано на экономическом 2. Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет.

По Веберу: В основе социального неравенства лежат: 1. Богатство 2. Власть 3. Престиж. По Сорокину. Причиной социального неравенства являются: 1. Собственность 2. Власть 3. Профессия. Формы социального неравенства: Биосоциальное, Сексуальное, Этническое,

Национальное, Тендерное. Соц неравенства могут привести к возникновению крупных маргинальных групп и социальных конфликтов в обществе.

46. Социальные группы и их виды

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении есть 2 существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1. наличие взаимодействий между ее членами; 2. появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Именно соцконтроль за деятельностью коллектива определяет его как соцгруппу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована. Соцгруппы обладают различной степенью соцконтроля: особое место занимают статусные - классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе соцнеравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним соцконтролем, который может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы

Ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои» Это ннгруппы, т.е. группы к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как "мы". Другие группы, к которым не принадлежит индивид - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: "не мы", "другие". Термин "референтная группа" был впервые введен в оборот социальным психологом М. Шерифом и означает реальную или условную соцобщность, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Первичные -группы, в которых каждый член видит др. членов группы как личностей и индивидуальностей. Достижение этого происходит через соцконтакты, придающие интимный, личностный и всеобщий характер внутригрупповым взаимодействиям, в которые включаются многие элементы личностного опыта. Во вторичных группах соцконтакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с др. членами, но все контакты функциональны, как того требуют соцролн. Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. То есть малыми называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Малая группа может быть как первичной, так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами; большая группа - только вторична. Малые имеют: 1. не ориентированные на групповые цели действия 2. групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля 3. конформизм к групповым нормам, а большие: 1. рациональные, целеориентированные действия 2. групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз 3. конформизм к политике, проводимой активной частью группы.

47. Социальные конфликты и пути их решения

Внешний признак разрешения К - завершение инцидента, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое. но недостаточное условие погашения К. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрнрующее состояние, искать его причин)'. И тогда угаснувший было К вспыхивает вновь.

Разрешение К возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, которое может принимать разные формы. Наиболее эффективная форма -устранение причины К. При рациональном К устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины К обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального К применяется изменение

установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный К полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага. Возможно также разрешение К путем изменения требовании одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в К. К может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. При этом непременно происходит изменение конфликтной ситуации.К выполняют в О разные функции: 1. функцию «выхлопного клапана»: в К высказываются претензии и требования, порождающие неудовлетворенность 2. К -источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходе К находят идею, решение, которое может удовлетворить требования разрешает противоречия 3. К позволяет четче или резче размежеваться О, узнать специфику каждого участника К.

48. Социальные функции культуры

Предметом социологии культуры является собственно процесс формирования и постоянного видоизменения культуры с точки зрения общества, отдельных регионов и теоретиков данной ситуации.

Т.к. культура - это явление многогранное, то и спектр выполняемых функций чрезвычайно широк. Назовем некоторые: 1. Гуманистическая - развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности. Именно творческое начало делает человека личностью 2. Познавательно-эвристическая. Знание материальной и духовной культуры различных эпох дает возможность адекватно судить о степени познания природы и общества(О). Культура дает не только целостную картин)' познания и освоения мира, но и способствует осуществлению эвристических целей человека, его поиска наиболее эффективных форм управления всеми социальными и др. процессами 3. Функция передачи социального наследия, которая обес­печивает связь времен: прошлого, настоящего и будущего (происходит освоение социального опыта предшествующих поколений). Индивид становится человеком, членом О, личностью по мере социализации 4. Регулятивно-аксиологическая (ценностно-

нормативная) :.культура выступает как система общественных норм и ценностей в сфере межличностных отношений. Усвоенные в процессе социализации ценности, идеи, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, детерминируя, регулируя поведение людей во всех сферах социальной жизни. Культура задает личности определенную «систем)' координат», которой и руководствуется человек. 5. Интегративная и дезинтегративная функции. Культура развивается вместе с формированием О, порождается им и одновременно воздействует на него - интегративная функция. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества, чувство общности, принадлежности к одной нации, одному народ)', религии, группе и т.п. Но культура может не только сплачивать людей. Она может выполнять и дезинтегративную роль, если, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, восстанавливает против других сообществ.

49. Социальные функции религии.

Социология Р уделяет большое внимание выяснению соцфункций, которые выполняет Р в обществе. Социология(С) религии(Р) изучает закономерности развития и функционирования религиозного сознания, место и роль Р в различных сферах жизнедеятельности людей, т.е. изучает Р как социнститут.

Функции Р как социнститута: 1. Компенсаторная. Р восполняет ограниченность человеческой практики, человеческого знания, опыта. Она обусловлена человеческой слабостью и несовершенством общества(О) в целом 2. Мировоззренческая. Вера определяет место человека в мироздании, формирует представление о цели и смысле жизни, проясняет перспективы земного и посмертного существования 3. Регулятивная. Р - архитектор и строитель моральной системы, системы культового поведения, ценностно-нормативной системы, которые регулируют соцпове-дение человека, его отношение в семье, с другими людьми и т.д. Свобода совести - предмет теоретических дискуссий и в прошлом, и в настоящем. Составляющие: 1. право на исповедание Р 2. право на проведение религиозных обрядов 3. право на религиозное обучение 4. право на организацию религиозных объединений.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

50. Социальные функции семьи

Функции семьи: 1. Функция сексуального регулирования. С - главный социнститут, через который О упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое О имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. При этом наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной 2. Репродуктивная функция. С - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов О. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации 3. Функция социализации. Центральное место в этом процессе занимает С. В ней осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности, она является первичной группой. Главным способом социализации -копирование детьми моделей поведения взрослых членов С. 4. Функция эмоционального удовлетворения. Благодаря своей структуре и качествам, С служит самым важным источником эмоционального удовлетворения, отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в С 5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в С, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его С. Это национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых О принадлежность семьи к определенному соцслою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя. С обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни 6. Защитная функция. Институт С осуществляет в разной степени физическую, экономическую и

психологическую защиту своих членов 7. Экономическая функция. Ведение членами С общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких эконсвязей между ними - С представляет собой самую крепкую экономическую ячейку О 8. Рекреационная - материальные и моральные условия отдыха.

51. Социолнзация личности: сущность, основные стапы.

Социализация - процесс усвоения индивидом на протяжении жизни соцнорм и культурных ценностей того общества(О), к которому он принадлежит -интеграция индивида в О. То есть социализация -процесс становления индивида социокультурной личностью. На соц-цию оказывают влияние классовые, религиозные, расовые различия, культурные традиции. На ф°РмиР°вание личности оказывают влияние следующие силы: физические особенности, окружающая соцереда, индивидуальный опыт, культура. Выделяют ряд стадий соц-ции: 1. первичная - в рамках семьи 2. -усвоение соцценностей и норм внесемейного воспитания в рамках школы, института и др 3. - продолжается всю жизнь. Индивидуальность начинает появляться тогда, когда у ребенка появляется способность мыслить о себе в третьем лице. Процесс соц-ции бесконечен. Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности на протяжении всей жизни. Жизненный цикл состоит из 8 стадий: 1-5 человек проходит в детстве, а 6-8 соответствуют различным периодам взрослой жизни. Ресоц-ция - овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.

52. Социологические концепции личности

Социолог, теории личности направлены на изучение формирования, взаимодействия личности и О, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции соцповедения личности.В зарубежной социологии(С) существует несколько концепций личности: теория зеркального «Я», ролевая теория, отдельные формы бихевиоризма, теория референтной группы и др.

Концепция зеркального «Я» - одна из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли воздействия индивидов. Стержень личности, ее самосознание - результат соцвзаимодействия, в котором индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей. Суть: отражение «Я» складыва­ется из того, как нас видят другие, как они оценивают наше поведение, с одной стороны, и нашей реакции на эти оценки в виде раздумья, удивления или стыда, гордости или унижения. Отраженное «Я» часто не

совпадает с субъективным.

Разрабатывая теорию личности с психологических позиций (направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и О), Фрейд считал, что личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом(О). В психологической структуре личности присутствуют 3 компонента: 1. Ид - источник энергии, подпитывающий стремление к получению удовольствия 2. Эго (Я) -своего рода «цензорный» компонент, что-то вроде семафора на путях сообщения между личностью и окружающим миром. Суперэго (сверх Я) - составляет совесть со всеми требованиями, предъявляемыми челове­ком самолгу себе, с помощью которых наблюдает и анализирует свое поведение. Если Эго - это внешнее табу, то Суперэго - это внутренний самоконтроль.

В структуре личности может возникнуть амбивалентность. За этим термином скрывается сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок, например, любви и ненависти по отношению к какому-либо объекту или человеку. Причем одна из этих установок оказывается вытесненной в область подсознательного и оказывает действие, которое даже не осознается личностью. В структуре личности одновременно присутствуют по сути

взаимоисключающие друг друга старые ценности и новые, связанные с рыночными отношениями.

Несмотря на различие подходов, все соцтеории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных соцфакторов. То есть человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

53. Социологические концепции причин социальных девиаций.

Основными формами проявления девиантного поведения являются: преступления, пьянство, наркомания, проституция, суицид. Рассмотрим некоторые. У истоков изучения проблемы суицида стоял Э. Дюркгейм, который первый обратил внимание на весенне-летний пик самоубийств, он же отметил соотношение суицидальное между мужчинами и женщинами как 4:1.По причине невысокого порога биосоциальной адаптации мужчины острее, чем женщины реагируют на ухудшение условий жизни -более высокий уровень суицидов. Социологическую трактовка садизму и мазохизму' дал Фромм через понятие авторитарной личности, которая характеризуется одновременно двумя основными чертами: стремлением к господству и подчинением. Садизм и мазохизм имеют одну и ту же психологическую причину - неспособность человека выносить собственное одиночество и слабость лич­ностных качеств. Садистская личность стремится освободиться от мучительного одиночества, превратив другого человека в часть себя самой. Мазохизм преодолевает собственное одиночество, становясь не­отъемлемой частью другого человека. Такая личность не является целостной, она как бы еще не родилась вполне. По мнению ученых, некрофилия зарождается еще в раннем возрасте в семье, если там безрадостная, жестко регламентированная атмосфера, если там нет душевного тепла. Кто в собственной жизни не имеет радости, тот стремится отомстить другим, отсюда жажда разрушения, вандализм некоторых подростков. Отсюда и лечить многие беды нашего общества нужно, начиная с раннего возраста ребенка и прежде всего в семье.

Социологическое объяснение девиантного поведения учитывает, в первую очередь, социальные и культурные факторы. Концепция Дюркгейма опирается на категорию аномии (беззаконие, безнормность). С ее помощью он обозначал состояние О, характеризующееся «социальной дезорганизацией», когда культурные ценности, нормы и соцсвязи отсутствуют, ослаблены или противоречат друг другу, когда отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Аномия - состояние О, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обя­зывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Проблема аномии порождается переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции ее контрактно-экономических отношений. Мертон считает, что аномия - результат конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы О, между культурно предписанными всеобщими целями и законными средствами их достижения.

54. Социологические концепции развития личности.

Существует целый ряд социоконцепций личности, например: концепция зеркального «Я», теория морального развития Кольберга, теория когнитивного

развития Пиаже. Рассмотрим первую теорию. Человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открьггия. Кули определил 3 стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения. Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на поведение или внешность дает образ социального "Я". Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистов. Определив возможность формирования личности, "Я"-образа на основании зеркального "Я", Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется соц-зация индивида в группе.

В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Яп-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого". Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли - это попытка принять на себя поведение личности в др. ситуации или в др. роли. Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в др. роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", индивид формирует свою концепцию "Я". Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как цепь последовательных стадий соц-ции личности: I. до 2 лет - сенсомоторная - вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует 2. 2-7 лет- преоперациональная - ребенок научается различать вещь и символ вещи 3. 7-11 лет -конкретно-операциональная - мысленное оперирование понятиями, развитие воображения 4. после 12 лет -формально-операциональная - происходит

формирование абстрактных понятий (добра и зла и т.п.).

55. Социологические школы 20ст.

В социологии(С) 20в. наиболее значительное место занимают две соцшколы: Чикагская и Франкфуртская. Чикагская - одна из первых школ в соцнауке. Сформировавшись на базе первого в мире соцфакультета, она стремилась соединить эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Предмет изучения - миграционные процессы, межэтнические отношения и явления социальной дезорганизации общества(О). В рамках этой школы были созданы предпосылки для возникновения урбанистской концепции Вирта. В конце 30-х годов начинается упадок Чикагской школы, но и в наши дни актуальны идеи школы для так называемой «инванроментальной С».

Франкфуртская школа сложилась в 30-е годы вокруг Франкфуртского института соцнеследований. Сквозные мотивы теоршТ этой школы - проблематика отчуждения и рационализацией. Основная социально-философская

тема - тема «позднего капитализма» с характерной для него «фашизоидностью». Основная социологическая и социально-психологическая тема -теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность» (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологических исследований доказать, что ему действительно соответствует определенная человеческая реальность. Рассматривают рационализацию не как единство положительного и отрицательного моментов, а в качестве негативной, абсолютно отрицательной тенденции, уродующей человека и человечество, вносящей раздор в отношения людей к природе и друг к другу. Отсюда и диагноз современности: мир 20в, возникший в результате многовекового процесса «рационализации» человеческого сознания, приобрел черты коллективного безумия, массовой паранойи. Из этого параноидального комплекса они выводят все бедствия 20в: фашизм, лагеря смерти, мировые войны и т.д. Во всех этих явлениях они видят симптомы душевного заболевания буржуазной «культуры», вступившей в свою заключительную стадию - опасного проявления «помрачения разума». В рамках франкфуртской школы вышла работа Фромма «Бегство от свободы», в которой он дает обобщенную характеристику различных исторических типов «самоотчуждения» человека. Школой была разработана концепция «массовой культуры». По мнению теоретиков франкфуртской школы побуждение человека к рациональному овладению природой строилось на том, что человек противопоставил себя ей в качестве Сверхприродного начала. И это оказалось изначальным грехопадением человека.

56. Социология - наука про общество.

Термин «социология» происходит от латинского «50С1е1а5» - общество и греческого «1о§о5» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». О прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологин, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения О, т.е. свой предмет.

Предмет социологии - это социальная жизнь О, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в О в 3 традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение О, четвертая -вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности люден. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. О можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни, закономерности функционирования и развития О - предмет исследования С. Объект С - современное О и информация о нем, полученная другими науками.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение С как науки. С определяется в разнообразных вариантах: 1. как научное изучение О и общественных отношений (Смелзер) 2. как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Гидденс) 3. как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Сорокин) 4 .как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений С отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

57. Социология и ее функции.

Соцнология(С) имеет следующие функции: 1. теоретико-познавательную 2. прикладную 3. описательную 4. прогнозную 5. преобразовательную 6. информационную 7. мировоззренческую. Функции гуманитарных наук делят на 2 группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно

социальные. Гносеологические функции С проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон соцжизнн. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации.

Основная из гносеологических функций - теоретико-познавательная. Суть: С накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соцотношенин и процессов в современном мире. К ней относятся объективные знания об основных соцпроблемах развития современного общества(О). Прикладная С призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных соцсферах О, а именно: о изменении соцструктуры, семьи, национальных отношений и тд. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных соцобщностей или объединений людей, обеспечить эффективное соцуправление невозможно.

Описательная функция - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину соцобъекта, его действие, взаимосвязи тд. Эти материалы являются источником сравнений для будущих поколений. С не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Как бы ни была хороша полученная социологами социнформация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция продолжается в прогнозной и преобразовательной функциях. Прогнозная функция - это выдача соцпрогнозов. Обычно социсследования завершаются формированием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытые тенденцию развития соцявления и закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтом)' в соцпрактике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. То есть так или иначе прогнозируется ход развития соцпроцесса. Суть преобразовательной функции: выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния со-цеубъекта служат основанием для выработки и принятия определенных решений. Однако функция С - лишь разработка практических рекомендаций, а их внедрение, реализация осуществляется органами управления, конкретными руководителями. Именно этим объясняется то, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым послед;твиям в развитии О.

Информационная функция - сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социнформации. Ее могут использовать социолога, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и др. управленческие и хозяйственные учреждения. Суть мировоззренческой функции: С участвует в социально-политической жизни О и своими исследованиями содействует его прогрессу. Эта функция выражается в использовании корректных, выверенных

количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь идеология - один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо соцслоя, соцобщности.

Итак, основные функции С определяют не только задачи, но и ее место в системе общественных наук.

58. Социология молодежи

Социология молодежи— отрасль социологической науки, исследующей проблемы молодежи, исследует молодежь как социальную общность. При изучении молодежи рассматриваются проблемы социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процессы социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентацией, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.

Молодежь объективно находится в самом сложном социально-экономическом положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением.

59. Соцстатус и роль.

Входя одновременно во многие соцгруппы, человек занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с др. членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, в них занимаемое, и его функциональных возможностей по отношению к группе используются понятия соцстатуса и соцроли. Соцстатус - ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами. Соцроль - поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соцстатус. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Тогда статус и роль - две стороны . одного феномена: статус - совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действие в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Каждый индивид в течение жизни обучается исполнять самые разные роли. Ролевое обучение имеет 2 аспекта: 1. необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) надо приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Понятие роли включает совокупность ожиданий индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения др. людей при взаимодействии в определенной ситуации. Соцстатусы делятся на: те, которые предписываются индивиду обществом(О) или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Соцпозиция, закрепляемая через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или О без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения. В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль.

60. Средний класс

Средний класс(СК) - занимает промежуточное положение между полюсами социерархии. Он характеризуется уровнем доходов, соцстатусом, характером потребления, уровнем образования, стилем жизни, фундаментальными ценностями. На основании различных признаков этот класс в свою очередь также дифференцирован по образованию, роду занятий, доходу, культуре и т.д. СКс играет стабилизирующую роль в О - чем он больше, тем надежнее нейтрализует крайности противоположных сил. Идея Аристотеля о связи между многочисленностью СК и законной политвластью нашла подтверждение историей. Именно СК в силу своей компетенции заинтересован в демократических формах власти, в развитии .мирового рынка и мировой культуре. Большое внимание отдавал СК Вебер, ведь в экономически развитых странах именно СК - опора гражданского О и соцоснова политстабильности. Социальная ценность СК состоит в осознании того, что нельзя обогатиться с помощью каких-либо революционных мероприятий или механических госмероприятий.

В основном СК формируется из высококвалифицированных, подготовленных людей, выполняющие интеллектуальные функции, это научный и управленческий персонал. СК - стабилизирующий фактор в развитых странах, его потребительские запросы во многом определяют развитие экономики. СК -хранитель общественных отношений, носитель господствующей идеологии, всей системы ценностей. Он стратегически нацелен на сохранение сложившейся ситуации в О и является стабилизирующим фактором. Главные тактические методы - компромисс, конформизм, поиск согласия. С экон. точки зрения СК -это преобладающая часть экономически активного населения, у которого есть возможность

производительно трудиться и воплощать заработанные средства в материальные блага

61. Структура социологических знания

Большинство социологов различают 3 уровня социологзнания: 1. общесоциологическая теории 2. специальные (частные) социологические теории 3. электрические социологические исследования. В организационной структуре социологии(С) как науки существует три независимых уровня: 1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы 2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих практическую ценность 3. социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний.

С развиваясь, усложнялась. Возникло разделение на теоретическую и эмпирическую, а также понятие конкретной, прикладной С. Конкретная С изучает не общество(О) как таковое, а его часть, например, С семьи - семью, С культуры -культуру. С включает в себя такие уровни знания, как социальная философия, теоретическая С и целый комплекс конкретно-социологических дисциплин. В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования. Во всех этих исследованиях С выступает как научная система, т.к. основной целью является получение научного знания об О в целом или об отдельных его фрагментах. Прикладная социология исследует не общие социологические проблемы, а специфические, например, в прикладных исследованиях не строиться общая социологическая теория семьи, а могут исследоваться специфические проблемы молодой семьи. Кроме того, выделяется практическая С, которая уже выходит за рамки С как науки и приобретает сугубо практический характер.

Сегодня в С выделяются три уровня познания: 1. Макроуровень, в рамках которого изучается О как целостная система, как единый организм, сложный самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру О (какие элементы составляют структуру раннего О и какие - современного), характер изменений О. 2. Мезосоциология, в рамках которой исследуются имеющиеся в О группы людей (классы, нации, поколения), а так же созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, и т.д. 3. Микросоциология, приверженцы которой считают, что самое главное понять, познать деятельность отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Спецификой теоретической С: она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими. Теоретическая С - это совокупность многообразных концепций,

разрабатывающих аспекты С развития О и дающие их интерпретацию. В теоретической С отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания. В ней существует множество различныз концепций и теорий. Однако часть теорий и концепций не имеет подтверждение своей правоты точными исследованиями или историей развития О. Спецификой теоретической С является то, что она решает проблемы изучения О на основе научных методов познания действительности.

Содержательны подход предполагает

обязательность наличия 3 основных взаимосвязанных компонентов: 1. Эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; 2. Теории, совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов 3. Методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

С изучает жизнь О, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни О, она нацелина на координацию их развития.

62. Сущность и причины социальных конфликтов

Соцнеоднородность О, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к К -неотъемлемой части общественной жизни. К всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных соцгрупп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную.

Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис О. Проявлением кризиса О служит резкий подъем соцнапряженности, которая нередко перерастает в К - столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Теорий соцконфликта(К) множество, существует даже наука - конфликтология. Первый родоначальник теории К - Маркс. Он считал, что единственным двигателем общественного прогресса является борьба противоположностей, антагонизм которых заложен во всех сферах и формах общественной жизни. Борьба классов ведет к смене формаций через социальные революции. То есть соц. революция является с одной стороны высшей формой классовой борьбы, а с другой стороны - завершением данного этапа конфликта. Зиммель ввел в науку понятие «соц. конфликта». Суть его концепции: К имеют всеобщий, абсолютный характер. Они обусловлены психологией человека и К корениться в двух противоположных началах, инстинктах, свойственных любому человеку - любовь и ненависть. Он считал, что это родовое начало, а К -столкновение противоположностей свойственным всем формам жизни и обществу в том числе. В обществе (О) постоянно действуют такие начала, как стремление или движение к ассоциации или диссоциации. Ассоциация -объединение, сплочение. Диссоциация - разъединение на личности, уровни. То есть К не обязательно разрушитель системы, при определенных условиях он способствует ее сохранению через разрушение вредной стороны этой системы. Дарендорф - суть К заключается в том, что у одних групп в О власть, а у других ее нет, причем власть одних как раз осуществляется по отношению к другим. Из этой ситуации существует 2 выхода: 1. обострение борьбы, конфликта 2. преодоление К. Для его преодолен™ люди должны осознать свои интересы, объединиться и перераспределить власть. По Козеру, суть К заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в О, и это чувство неудовлетворенности заставляет (|юрлгулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Он говорил, что в закрытом О нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части О - жестокая война частей О. В открытых О этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц. институтов.

63. Сущность концепции «Зеркального Я»

Социологическая теория личности не рассматривает личность во всем ее многообразии, цель и специфика социологического подхода - изучение ее как совокуп­ности общественных отношений, т.е. как продукт общества(0). Личность - это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и психобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Индивид становится личностью так как в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества Индивид - отправной момент для формирования личности, личность - это итог развития индивида. Личность - сочетание соцкачеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность (качества, присущие исключительно даннолгу индивид)'). Можно сказать, что личность • это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологическая теория личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности рассматривается в контексте идентификации и социализации.

Социолог, теории личности направлены на изучение формирования, взаимодействия личности и О, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции соцповедения личности.В зарубежной социологии(С) существует несколько концепций личности: теория зеркального «Я», ролевая теория, отдельные формы бихевиоризма, теория референтной группы и др.

Концепция зеркального «Я» - одна из первых социологических и социально-психологических концепций личности, исходящая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли воздействия индивидов. Стержень личности, ее самосознание - результат соцвзаимоденствия, в котором индивид обучается смотреть на себя как на объект глазами других людей. Суть: отражение «Я» складыва­ется из того, как нас видят другие, как они оценивают наше поведение, с одной стороны, и нашей реакции на эти оценки в виде раздумья, удивления или стыда,

гордости или унижения. Отраженное «Я» часто не совпадает с субъективным.

64. Теории социальной стратификации

Соцстратифнкация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. Стратификация(СТ) -структурированные неравенства между различными группами людей. О могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично • с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания. СТ заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом соцеравенства выступают 4 группы факторов: 1. права и привилегии 2. обязанности и ответственность 3. социальное богатство и нужда 4. власть и влияние. СТ тесно связана с господствующей в О системой ценностей. Она выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного О и в то же время представляет его соцпортрет. СТ отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые О и последний - открытые.

Закрытое - общество, где соцперемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым - перемещение никак официально не ограничены. Класс (в широком значении) - большая соцгруппа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс -любая соцстрата в современном О, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Основы теории СТ были заложены Вебером, Парсонсом, Сорокиным и др. Парсонс выделил 3 группы дифференцирующих признаков: 1. характеристики, которыми люди обладают от рождения 2. признаки, связанные с исполнением роли 3. элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д. Они являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению соцстратнфикации. Дарендорф предложил в основу социальной СТ политическое понятие «авторитет», которое наиболее характеризует борьбу между соцгруппами за власть. Он делит все современное О на управляющих и управляемых, в свою очередь управляющих делит на управляющих собственников и управляющих несобственников. Близка к этой теории теория Уорнера, основанная на оценке позиций по 4 параметрам (доход, профессиональный престиж, образование, этническая принадлежность). Парето делит О на страты: элиту и неэлиту. Элита делится на правящую и неправящую. Вебер рассматривал социальную структуру О как многомерную систем)', в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлеж1гг статусу и власти.

65. Типология семи

Супружеская или нуклеарная С - ее основу составляет пара люден, связанных брачными отношениями. Родственная С - основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Она представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Важнейшие соцфункции выполняются нуклеарной С. Основа нуклеарнрй С -супружеская пара, основа родственной - братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. При этом человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той С, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Здесь ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов С. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями - у него появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. В реальной жизни родственная С далеко не всегда возможна. Это связано, например, с тем, что место рождения и место вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга, родственники могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары. Современное О характерно ослаблением многих родственных связей и преобладанием нуклеарной семьи над родственной. Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными (власть мужчин над др. членами С). Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным. При матриархальной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы

встречаются редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развнтых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.

Брак - социально одобренные образцы поведения, с помощью которых 2 или более людей составляют семью, а его заключение предполагает не только воспроизводство и восшгтание детей, но и множество других прав и обязанностей. Каждое О ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы - экзогамия (во избежания кровосмешения). Но возможна и противоположная ситуация - эндогамия - когда выбор партнера возможен лишь в пределах своей группы (расовая, сословная). Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако существует и полигамия - брак при наличии более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны 3 формы полигамии: 1. Групповой брак - несколько мужчин и женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях 2. Полиандрия - женщина имеет несколько мужей 3. Полигиния или многоженство.