logo
экзамен шпоры маша

28. Понятие личности в социологической науке.

Социологическая теория личности не рассматривает личность во всем ее многообразии, цель и специфика социологического подхода - изучение ее как совокуп­ности общественных отношений, т.е. как продукт общества(О). Чтобы осмыслить сущность личности, необходимо рассмотреть соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В социологии(С) эти понятия рассматривают как са­мостоятельные категории. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной общности, некая усредненная единица. Т.е. соцгруппа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные. Он уникален, неповторим, но вместе с этим он универсален (каждый человек зависит от соцусловий, среды, в которой живет) Личность - это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и психобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Индивид становится личностью так как в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Индивид - отправной момент для формирования личности, личность - это итог развития индивида. Личность - сочетание соцкачеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность (качества, присущие исключительно данному индивиду). Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологическая теория личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности рассматривается в контексте идентификации и социализации. В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества: 1. направленность личности: потребности, мотивы поведения, цели человека, ценностные ориентации, иные установки человека, интересы личности, убеждения, идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2. жизненный опыт личности: умения, навыки, привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение 3. особенности психический процессов: чувства, восприятие, мышление, память, воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. биологические свойства; строение тела, патологические свойства в строении тела, темперамент (тип нервной системы), половые и возрастные свойства.

29. Понятие ролевого конфликта и ролевого набора.

Входя одновременно во многие соцгруппы, человек занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с др. членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, в них занимаемое, и его функциональных возможностей по отношению к группе используются понятия соцстатуса и

соцролн. Соцролъ - поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соцстатус. Статус и роль - две стороны одного феномена. Каждый индивид в течение жизни обучается исполнять самые разные роли. Ролевое обучение имеет 2 аспекта: 1. необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) надо приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей соцроли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. О характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает соцнализ. опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов.

Другой источник ролевого напряжения - моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила соцповедения и зачастую игнорируется неформальными модификациям этих правил. Ролевые конфликты. В самом общем виде выделяют 2 типа: между ролями и в пределах одной роли. Часто 2 или > роли заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями. Чтобы конфликт возник и стал развертываться необходимо 3 его составляющие: 1. наличие объективных предпосылок, заключенных в более или менее значимых ущемлениях интересов, потребностей или прав индивида, соцгруппы. Социального слоя, класса, нации, со стороны других индивидов, групп, слоев, классов, наций, сосредоточивших в своих руках основные богатства общества, полит, власти, рычаги распределения, идеологического давления и т.д. 2. осознание неимущими, обездоленными политически или духовно ущемленными со стороны противника 3. активное соцдействне обездоленных, ущемленных, угнетенных, направленное на претворение своих коренных интересов. Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность: рационализациюя разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Также используется понятие «ролевой набор» -совокупность ролей, «масок», которые использует и надевает человек, в течении всей жизни понятие ролевой набор постоянно пополняется.

30. Понятие соцлальнй институт в социологической науке

Социнститут - это организованная система связей и соцнорм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям О. Социнституты и соцгруппы неотделимы друг от друга. Любой социнститут возникает и функционирует, выполняя ту или иную соципотребность, а если она становится незначительной, то он исчезает.Существует, по мнению большинства социлогов, 5 в высшей степени необходимые институтов, вызванных к жизни непреходящими потребностями: семенные, политические,

экономические, образовательные и религиозные. Характерные черты социнститутов: 1. устойчивая организованная форма деятельности людей 2. Каждый социнститут связан многообразными отношениями с др. социнститутами, без которых нормально существовать не может 3. Социнстнтуты упорядочивают поведение людей 4. Социнститут стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а с другой к торможению 5. Ситуация, когда соцннститут не справляется со своей функцией - дисфункция 6. историчность. Они возникают исторически, как ответ на потребность. Для выполнения функции необходимы определенные средства: 1. правовые средства 2. материальные условия, средства, с помощью которых реализуются соцннституты 3. моральные условия.

Социнституты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или если они и признаны, считаются побочным продуктом. Явные функции - ожидаемые и необходимые. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его вдет дезорганизация и изменения. Явные функции социнститутов. Основная функция - удовлетворение соцпотребностей. Для ее реализации выполняется ряд второстепенных функций: 1. Закрепление и воспроизводство общественных отношений.

Социнститут обладает системой правил и норм поведения, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым, осуществляется с помощью соцконтроля 2. Регулятивная функция: функционирование социнститутов

обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами О путем выработки шаблонов поведения 3. Интегративиая функция: включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов соцгрупп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Необходима для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций 4. Транслирующая функция -механизм, позволяющий индивидам социализироваться к ценностям, нормам и ролям института 5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри него с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социнститутов существуют результаты, находящиеся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее, но они могут иметь большое значение для О.

31. Понятие социальной структуры общества. Социальные группы и общности

Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, ах взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются следующими признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, головые, этнические и др. общности).