logo
экзамен шпоры маша

3 3. Проблемы современной семьи

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения и до распада или развития. Институт С как и преобладающий тип С изменяется с развитием О. Исторически некоторые функции отмирают, другие -усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной С к эгалитарной. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других -дисфункцией, ее результат - возникновение новых типов С. Это привело к массовому появлению нетипичных С. Новые типы С приходят на смену расширенной и даже нуклеарной С. Для современного мира типично: 1. неполная С или с 1 ребенком 2. С не регистрирующая брак 3. одиночки отказывающиеся от любой формы С 4. пробный брак 5. нетипичные типы 6. параллельное проживание 2 или более С. Немодальные или нетрадиционные типы С к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся: 1. изменение эконситуации в мире, что привело: 1. к эконсостоятельностн женщин 2. к

обеспеченной старости 3. к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины, пожилых родителей от детей и повлияло на размеры и типы семьи 2. всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщине самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

В современном О наблюдается процесс ослабления С как социнститута, изменение ее соцфункций. Она утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Возросшая соцактивность женщин, высокий уровень их образования, эконсамостоятельность дают сегодня женщине возможность свободного выбора как при заключении брака, так и при его расторжении, повышают уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не илг/ществ. С одной стороны, это увеличивает «удельный вес» шансов на психологическую гармонию, а, с другой - на психологические конфликты в семейно-брачных отношениях. Увеличение числа разводов - явление повсеместное. С точки зрения функционирования С как системы в социологии рассматриваются такие проблемы: 1. несоответствие функционирования С общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.) 2. противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными; низкая сплоченность группы 3. падение престижа традиционного брака.

34. Проявление девиантного поведения в современном украинском обществе

девиантного поведения шло в рамках криминалистики, наркологии. Социологические исследо­вания начались в конце 60-х годов. Ныне динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводит к увеличению девиаций. Причем наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость) усили­ваются девиации негативные - насильственные и корыстные преступления, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая преступность, суицид, аморальность и др. Растет социальная незащищенность граждан. Произошло омоложение контингента наркоманов, все больше вовлекается подростков, резко меняется по сравнению с предыдущими годами структура наркотических средств ((переход к так на­зываемым «тяжелым наркотикам»), масштабы и формы их распространения. Наркотизация приняла форму «бизнеса». Усиление алкоголизации ведет к тому, что возрастает число лиц с выраженными признаками физической, нравственной и социальной деградации. Безработица, особенно среди молодежи, усиливает нарастание тенденции к девиантнолгу поведению в самых разных формах. Все это требует от государства принятия действенных мер сегодня, ибо завтра уже может быть поздно.

В Украине за последние годы наблюдается рост самоубийств. Причем суицид значительно помолодел. Из жизни уходят молодые и даже подростки. А как известно, от физического и психического здоровья подрастающего поколения зависит будущее нации, страны. Социологические исследования показывают, что установки и ориентации в молодежных микрогруппах (без индивидуального осознания) часто становятся мотивами девиантного поведения, в частности, у несовершеннолетних такие «неопределенные мотивы» в 20-40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в кражах, изнасилованиях и др. Вообще значительная часть преступлений среди молодежи связана с ориентацией на «групповые» нормы поведения.

35. Роль религии в жизни современного общества.

Функции Р как социнститута: 1. Компенсаторная. Р восполняет ограниченность человеческой практики, человеческого знания, опыта. Она обусловлена человеческой слабостью и несовершенством общества(О) в целом 2. Мировоззренческая. Вера определяет место человека в мироздании, формирует представление о цели и смысле жизни, проясняет перспективы земного и посмертного существования 3. Регулятивная. Р - архитектор и строитель моральной системы, системы культового поведения, ценностно-нормативной системы, которые регулируют соцпове-денне человека, его отношение в семье, с другими людьми и т.д. Свобода совести - предмет теоретических дискуссий и в прошлом, и в настоящем. Составляющие: 1. право на исповедание Р 2. право на проведение религиозных обрядов 3. право на религиозное обучение 4. право на организацию религиозных объединений.

В настоящее время в Украине зарегистрировано около 60 конфессий, что является свидетельством свободы совести в стране. Многовековое разделение украинских земель не могло не отразиться на религиозных верованиях. Западные земли, которые находились под влиянием Польши, Австро-Венгрии, естественно, восприняли «западные» разновидности христианства, а восточные, что входили в Россию, находились под влиянием православной церкви. Украинская греко-католическая церковь возникла как форма союза католической церкви и одной из восточных христианских церквей, на перекрестке религиозных традиций Востока и Запада (западные - в виде догматических положений и принципов иерархического построения церкви, восточные - в виде славянско-византинской обрядности и обычного православия). Сегодня определенные противоречия существуют не только между греко-католической и православной конфессиями, но и между православными церквями Московского и Киевского патриархата (кроме того есть еще и самостоятельная автокефальная церковь). Еще в конце XIX в. зародилась экуменистическая идея (идея единения, прежде всего, христианских церквей, религиозных воззрений). Экуменистическое движение в наши дни понимается вообще значительно шире, ибо без мира между религиями не может быть мира между народами.