logo
экзамен шпоры маша

11. Массовая культура: сущность и функции.

Термин «массовая культура» вошел в обращение после 2 мировой войны, когда СМИ стали доступны представителям всех соцслоев в большинстве стран мира; но содержание его довольно противоречиво и у социологов нет единой точки зрения. Среди многочисленных концепций можно выделить два подхода, два направления: апологетическое и критическое. 1. Массовая культура рассматривается в целом как удовлетворительная форма демократизации

современного общества(О) в соответствии с ростом жизненного уровня, образования и т.д. 2. Концепции критического характера связаны с проблемами массового О, корни которого идут еще от Токвиля, затем Адорно, Фромма и др. Массовая культура - выражение громадной концентрации политической и социально-экономической власти в руках правящих элит, как предельное выражение духовной несвободы, стандартизации и унификации личности, как средство ее отчуждения.

Анализируя такие явления, как «массовое О» и «массовый человек», испанский социолог Ортега-и-Гассет показал, что «массовый человек - это новый тип человека, ведущего особый вид «массового существования». Для «человека массьо> характерно удовлетворение от идентичности с др. людьми, от совпадения своих желаний, идей, вкусов, способов бытия с общепризнанными образцами. Причем тип обезличенного «массового» существования характерен практически для любого общественного класса. В массовом О уровень культуры в целом не зависит от социального положения. Один из первых исследователей массовой культуры Гринберг, рассматривая культурную продукцию, предназначенную для массового потребления, характеризует ее как предмет торговли. И поскольку массовая культура это не творчество, а производство, то она легко подчиняется шаблонизации. Некоторые западные теоретики выражают сомнение в правомочности употребления как слова «массовая», так и «культура», считая «массовую культуру» псевдокультурой, и не культурой масс, продукцией для масс. Многие исследователи отмечают не только низкий художественный и эстетический уровень этой продукции, но обращают внимание и на соцфункции массовой культуры, считая, что она культивирует и поощряет низменные инстинкты человека, пассивность.