2. Социоглюонное взаимодействие и фазовые переходы в простейших социосистемах
Когерентность ряда социальных процессов указывает на существование особого информационного поля, присущего социосистемам. Назовем взаимодействие, связывающее эволюционно эгоистичных крупных приматов в единую общественную структуру, социоглюонным. Физическая основа социоглюонного поля остается неясной; возможно оно имеет феромонную природу. Социоглюонные эффекты, такие как «атмосфера осажденной крепости», могут значительно усиливать способность социосистемы производить полезную работу. Разумно связать вспышки пассионарности (переход социальных движений в когерентное состояние) с резким изменением социоглюонного поля.
Есть основания считать, что социоглюонное взаимодействие в социосистеме можно изменить через преобразование фундаментальных Идентичностей этой системы. Социальная термодинамика рассматривает Идентичности, как своеобразное топливо, источник социального движения.
Первоначально социологическая идентичность была определена как метка, позволяющая личности отождествлять себя с группой и жестко структурирующая систему убеждений. Попыткой решить проблему границы пространства идентичностей (ответить на вопрос, какие убеждения образуют идентичности, а какие остаются «просто убеждениями») привела к «релятивистской» модели, связывающей проявленную идентичность (далее, просто Идентичность) с процессом взаимодействия.
Разные убеждения проявляют разные Идентичности. Вопрос, какие из убеждений могут, а какие не могут формировать Идентичность, лишается смысла: могут те, которые конфликты в данном взаимодействии.
Релятивистская модель включает понятие исходной «идентичности в себе» и связывает ее с первичной аксиологией, полученной ребенком от общества через фигуры родителей и воспитателей. Идентичность есть «идентичность в себе», проявленная через взаимодействие с «инаковостью».
Идентичность проявляется тем сильнее, чем меньше аксиологических различий между взаимодействующими личностями, и чем эти различия существеннее онтологически.
Проявление идентичности есть процесс спонтанного нарушения симметрии. Если в двух— или многостороннем взаимодействии один из участников проявит свою идентичность (переведет свои ценности в деятельную форму), то с неизбежностью Идентичность — не обязательно та же самая — будет проявлена и у остальных участников.
В процессе социальной деятельности, вызванной некоторой проявленной Идентичностью, эта Идентичность затрачивается и, в конечном счете, исчерпывается, то есть — перестает проявляться. Одной из гипотез, объясняющих процесс истончения Идентичности при расходовании, является потеря некоторым аксиологическим принципом «стержневого характера»: дрейф аксиологии.
Существует два основных механизма утилизации социоглюонного взаимодействия, порождаемого проявленными Идентичностями.
Простейший из них эксплуатирует «конфликт Идентичностей» и неизбежный при конфликтном взаимодействии «социальный разогрев». Работа производится при быстром последующем адиабатическом «охлаждении» социосистемы. При этом исходная Идентичность полностью исчерпывается и повторно использована быть не может.
Более перспективна схема «плавления Идентичностей», в которой социальное движение, порожденное некоторой Идентичностью, приводит к полному изменению аксиологии, то есть, к уничтожению исходной и возникновению новой «идентичности в себе».
- 3 Сергей Переслегин Социосистема как "тепловая машина"
- 5 Сергей Переслегин Плиты и мосты Сергей Боровиков,
- 1 Сергей Переслегин о механике цивилизаций
- 1. Вводные замечания
- 2. Внешняя механика истории: вектор движения и фазовый переход
- 3. Внутренняя механика истории: локусы и тренды
- 4. Механика будущего: версии будущего
- 5. Механика цивилизации: соотношение технологий
- 6. Динамика цивилизации: технологические пределы
- 7. Предварительные итоги: завершение индустриальной эпохи
- 8. Фазовый переход: первичное упрощение
- 9. Фазовый переход: мета-технологии и вторичное упрощение
- 10. Управление будущим: конструкционный подход
- 11. Фазовый переход: антропоморфный принцип
- 12. Заключение: новая цивилизация
- 2 Сергей Переслегин Социальная термодинамика и проблема идентичностей Сергей Боровиков, Елена Переслегина
- 1. Понятие социосистемы
- 2. Описание социосистемы с помощью термодинамических параметров. Социальная температура и социальная энтропия
- 3. Социоглюонное взаимодействие. Стэнфордский эксперимент
- 4. Понятие идентичности. Идентичности как источники социального движения
- Приложение: простейшие социальные "тепловые двигатели"
- 3 Сергей Переслегин Социосистема как "тепловая машина"
- 1. Введение в термодинамику социосистем[1]
- 2. Социоглюонное взаимодействие и фазовые переходы в простейших социосистемах
- 3. Простейшие социальные «тепловые машины»
- А) Турбодетандер
- Б) «Закрытые города» как «пароатмосферная машина»[5]
- В) Организационно-деятельностная игра
- Г) ролевые игры
- Д) психические тренинги «с погружением»
- Е) организационно-деятельностная «двойка»[12]
- Ж) информационная фазированная решетка
- З) «двухконтурные» двигатели
- 4 Сергей ПереслегинТого, что достаточно для Геродота, мало для Герострата…"
- (1) Шестидесятые и двухтысячные
- (2) Информационное пространство и информационные объекты
- (3) Эволюция и антропогенез
- (4) Заключение: постиндустриальный барьер и принцип баланса технологий
- 5 Сергей Переслегин Плиты и мосты Сергей Боровиков,
- 6 Сергей Переслегин о понятии развития в симметричной мета-онтологической картине мира Сергей Боровиков,
- 7 Сергей Переслегин География нового освоения Сергей Градировский,
- Многостоличье
- Один — это уже слишком!
- Система разделения властей
- География власти
- Разделение властей во времени
- Атлас власти
- 8 Сергей Переслегин Война на моем столе
- Целевая функция войны
- Содержание войны
- Рефлексия войны
- Стратегия чуда
- Войны XXI века
- 9 Сергей ПереслегинАналитическое послесловие к трагедии в Беслане
- 10 Сергей Переслегин к оценке перспектив Европейского постиндустриального проекта