logo
Сергей Переслегин «О механике цивилизаций»

2. Социоглюонное взаимодействие и фазовые переходы в простейших социосистемах

Когерентность ряда социальных процессов указывает на существование особого информационного поля, присущего социосистемам. Назовем взаимодействие, связывающее эволюционно эгоистичных крупных приматов в единую общественную структуру, социоглюонным. Физическая основа социоглюонного поля остается неясной; возможно оно имеет феромонную природу. Социоглюонные эффекты, такие как «атмосфера осажденной крепости», могут значительно усиливать способность социосистемы производить полезную работу. Разумно связать вспышки пассионарности (переход социальных движений в когерентное состояние) с резким изменением социоглюонного поля.

Есть основания считать, что социоглюонное взаимодействие в социосистеме можно изменить через преобразование фундаментальных Идентичностей этой системы. Социальная термодинамика рассматривает Идентичности, как своеобразное топливо, источник социального движения.

Первоначально социологическая идентичность была определена как метка, позволяющая личности отождествлять себя с группой и жестко структурирующая систему убеждений. Попыткой решить проблему границы пространства идентичностей (ответить на вопрос, какие убеждения образуют идентичности, а какие остаются «просто убеждениями») привела к «релятивистской» модели, связывающей проявленную идентичность (далее, просто Идентичность) с процессом взаимодействия.

Разные убеждения проявляют разные Идентичности. Вопрос, какие из убеждений могут, а какие не могут формировать Идентичность, лишается смысла: могут те, которые конфликты в данном взаимодействии.

Релятивистская модель включает понятие исходной «идентичности в себе» и связывает ее с первичной аксиологией, полученной ребенком от общества через фигуры родителей и воспитателей. Идентичность есть «идентичность в себе», проявленная через взаимодействие с «инаковостью».

Идентичность проявляется тем сильнее, чем меньше аксиологических различий между взаимодействующими личностями, и чем эти различия существеннее онтологически.

Проявление идентичности есть процесс спонтанного нарушения симметрии. Если в двух— или многостороннем взаимодействии один из участников проявит свою идентичность (переведет свои ценности в деятельную форму), то с неизбежностью Идентичность — не обязательно та же самая — будет проявлена и у остальных участников.

В процессе социальной деятельности, вызванной некоторой проявленной Идентичностью, эта Идентичность затрачивается и, в конечном счете, исчерпывается, то есть — перестает проявляться. Одной из гипотез, объясняющих процесс истончения Идентичности при расходовании, является потеря некоторым аксиологическим принципом «стержневого характера»: дрейф аксиологии.

Существует два основных механизма утилизации социоглюонного взаимодействия, порождаемого проявленными Идентичностями.

Простейший из них эксплуатирует «конфликт Идентичностей» и неизбежный при конфликтном взаимодействии «социальный разогрев». Работа производится при быстром последующем адиабатическом «охлаждении» социосистемы. При этом исходная Идентичность полностью исчерпывается и повторно использована быть не может.

Более перспективна схема «плавления Идентичностей», в которой социальное движение, порожденное некоторой Идентичностью, приводит к полному изменению аксиологии, то есть, к уничтожению исходной и возникновению новой «идентичности в себе».