2. Социальная перцепция в межкультурной коммуникации.
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в
том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в
какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и
понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс
общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью
которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс
познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная
составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной
стороной общения.
Социальная перцепция — это важный психологический процесс,
ответственный за осуществление человеком определенного социального
поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение
их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на
этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие
людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее
в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом
перцептивных процессов для его партнера.
Его близость к общепсихологическому понятию «перцепция» ограничивается
названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет
отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений.
На этом сходство исчерпывается. Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.
Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом
подходе принято обозначать различными:
— собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;
— интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых
последствий;
— эмоциональную оценку;
— построение стратегии собственного поведения.
Рассмотрим, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним
человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик и поведение. Воспринимая эти признаки, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. На основании предполагаемых психологических свойств наблюдатель делает определенные выводы относительно того, какого поведения можно от наблюдаемых ожидать. Опираясь на эти выводы, наблюдатель строит стратегию поведения по отношению к наблюдаемому.
Пример:Человек, стоящий поздним вечером на
автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную
одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой.
Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может
подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит.
Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет
мимо». Подумав подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое
ожидание.
Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-
другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня!
...» Подумав таким образом, человек скроется в тень («от греха подальше»).
Билет 6.
- 1. Язык как хранитель культуры.
- 2. Методы исследования процесса межкультурной коммуникации.
- 1. Языковая и концептуальная картина мира.
- 2. Социально-психологические основы процесса межкультурной коммуникации.
- 1. Языковая личность, вторичная языковая личность.
- 2. Социальная перцепция в межкультурной коммуникации.
- 1. Ментальные программы и коммуникация.
- Фактор адресата в межкультурной коммуникации.
- Социокультурная идентичность. Трансформация личности в процессе адаптации к иной культуре.
- Межкультурная эквивалентность. Лакуны.
- Особенности профессиональной коммуникации.
- 1. Прямой и непрямой стили коммуникации
- 2. Искусный, точный и сжатый стили коммуникации
- 2. Природа межкультурных конфликтов. Способы разрешения межкультурных конфликтов.
- Этноцентризм, культурный релятивизм. Культурный шок.
- Межкультурная компетенция.
- Имидж в практике межкультурной коммуникации.
- Ролевой фактор коммуникации.
- Цели и методы формирования межкультурной компетенции.
- Особенности pr-деятельности международной компании.
- Ш Светское общение, абсолютно формальное, когда говорят то, что положено говорить в подобной ситуации.
- 3.4. Теории межкультурной коммуникации
- 3.5. Аксиомы межкультурной коммуникации
- Особенности и содержание внутренней и внешней коммуникации международной компании.
- Речевая деятельность, коммуникативная деятельность.
- Деловой этикет в различных странах.
- Межкультурная коммуникация в сфере бизнеса. Степень формализации деловых отношений, культурно обусловленные стили ведения деловых переговоров.
- 2. Структура и содержание коммуникативного процесса
- Межкультурная коммуникация в сфере менеджмента.
- 2. Особенности коммуникативной деятельности в инокультурной аудитории.