logo search
Семейная психология

Понятие семьи как системы.

Каждая семейная система:

1. Состоит из частей, в данном случае членов семьи.

2. Частей, соединенных между собой особым способом. Это личностные взаимоотношения между ее отдельными членами.

3. Соединяются они для достижения общей цели. Для выживания и развития, получения тепла, любви и поддержки, накопления материальных благ.

Классическая семейная группа включает мать, отца, одного или более детей. Но не все семьи вписываются в эту модель. Сегодня во многих семьях имеется только один родитель как активная составная часть, и во все меньшем количестве семей есть бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие члены расширенной семьи, живущие вместе. Однако, там, где они есть, они должны рассматриваться как часть системы. То же относится к мачехам и отчимам и другим лицам, непосредственно и близко вовлеченным в повседневную жизнь семьи. Кровные связи не являются обязательным условием. Даже отсутствующий либо умерший человек может оставаться «членом», если он продолжает оказывать сильное влияние на функционирование семьи, например, как автор правил, молчаливый критик, образец для подражания или того, кто относится к категории «в семье не без урода».

Семейная система – это сложный, живой организм с множеством связей между отдельными членами. Официальными и тайными. С неписанными и оговоренными правилами и законами.

Этими правилами определяются:

1) Функции, права и обязанности каждого человека в этой семье.

Пример: Это папа! Он зарабатывает деньги. Имеет право ворчать и называть всех бездельниками. Обязан кормить всю семью и давать немного на карманные расходы. Когда он идет с друзьями в баню, это святое!

2) Взаимоотношения между людьми.

Мама должна его вроде как слушать, но на самом деле это она глава семьи и говорит, что и кому делать. Папа ее немного боится и любит. Папа может учить детей уму разуму, заставлять делать уроки и выносить мусор. Но их он тоже любит и относится с умилением.

3) Цели, к которым все они идут .

Вся семья экономит, чтобы купить новую машину и ездить за город. В лес, по грибы. И еще есть заначка на «черный день». На учебу старшей дочери.

4) То, как они собираются достигать их, а также, что требуется и что запрещается на пути к достижению этих целей. Поэтому младшим приходиться донашивать одежду старших. И ездить на отдых к бабушке в деревню, а не на море, где все дорого. Брать деньги из «заначки» имеет право только мама. И все!

В данном случае мы говорим не о той системе, которая придумана для обывателя средствами массовой информации, семьей из рекламных роликов или телесериалов. Мы говорим об обычной семье, в которой есть место и принятию, и конфликтам, и компромиссам как средствам разрешения конфликтов, в которой не запрещено чувствовать негативные чувства. И поощряется говорить о них и выражать их без ущерба для других членов семьи.

Поскольку нет двух одинаковых людей, не может быть и двух одинаковых семей. Их составные части уникальны, следовательно, должны быть уникальны и гибки правила. Любые семейные правила сильно окрашены особенностями личностей родителей – авторами этих правил а также жизненными обстоятельствами, для разрешения которых служили эти правила. Семья в процессе своего развития столкнулась с какой-то проблемой и, придумав выход, закрепила его как правило.

В рамках функциональной, здоровой семейной системы правила выполняют четыре основные функции. Они:

1. Устанавливают взгляды, ожидания, ценности и цели семьи.

Эти ценности и установки передаются взрослыми детям и транслируются семьей в окружающий мир. Отношение к жизни, к миру в целом, к общечеловеческим ценностям и морали.

К взаимоотношению с другими людьми и другими системами и человеческими институтами. Отношение к здоровью, религии и духовности. Также эти правила устанавливают открытость данной системы по отношению к внешнему миру.

2. Определяют , кому принадлежит власть и авторитет , как они будут использоваться и какая реакция на них предполагается со стороны членов семьи. Определяют наличие запретов и реакцию на эти запреты со стороны членов семьи. Определяет личностное пространство и личностные границы членов семьи. Возможность их нарушения и ответственность за это.

3. Предполагают , как семья будет справляться с изменениями в самой себе как в ячейке, в своих членах и во внешнем мире.

Устанавливает механизмы изменения уже имеющихся правил сообразно меняющимся условиям и обстоятельствам с наименьшим ущербом для всех членов семьи.

4. Предписывают , как члены семьи могут общаться друг с другом и по какому поводу .

Можно ли говорить открыто о своем согласии или несогласии с имеющимися правилами и установками в семье. Можно ли оспаривать решения более значимых членов (родителей). Как будет меняться статус членов семьи по мере их взросления или во время болезни.