6. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
К основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относятся следующие:
- работа по выявлению и учету многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи (ориентировочные вопросы: количество членов семьи, в том числе детей, наличие других родственников, проживающих совместно с многодетной семьей; пол и возраст детей, родителей; материальное положение семьи; место работы родителей и их доход; сведения о том, работают ли подростки из состава семьи, о месте их работы и доходе; возможные пути повышения доходов родителей и детей; жилищные условия; отношения между родителями и детьми, отношения с другими родственниками, если они проживают совместно; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования родителей и других членов семьи, если они проживают совместно; сведения о том, учатся ли дети и в каких образовательных учреждениях; успеваемость детей в образовательном учреждении; наличие детей, которые не учатся и не работают, выяснение причин этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; круг интересов семьи);
- определение с помощью различных источников основных проблем и потребностей семьи;
- установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена;
- помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей;
- помощь в обеспечении и повышении доходов (трудоустройство, информирование о возможностях, контакты с руководителями предприятий, общественными организациями и т.п.);
- решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических;
- консультирование, педагогическая помощь;
- социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
- контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости;
- наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения, направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.;
- организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;
- периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделенных продовольственных и вещевых посылок и т.п.).
- объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама многодетная семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с многодетной семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.
Организуя работу с семьей, социальный педагог должен учитывать следующее:
- любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее;
- не стоит ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными;
- не рекомендуется относиться к трудным подросткам с позиции силы или страха; необходимо научиться самому и учить трудных детей видеть радостные перспективы будущей жизни;
- не стоит злоупотреблять доверием подростка и его родителей;
- никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как ни один из методов диагностики не дает бесспорной и окончательно верной информаци
- 1.Социальный педагог как педагогическая профессия. Функции социального педагога. Педагогическое мастерство как интегральная характеристика личности социального педагога.
- 2. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
- 3. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Объект, предмет и функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая.
- 4. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной (патронатной) семьей.
- 5. Социальный институт формирования личности. Их значимость в социализации молодежи в современных условиях.
- 6. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
- 7. Воспитание как социальный институт. Личность в концепции гуманистического воспитания. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, содержание.
- 9. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- 16 Исторический опыт детских и молодежных объединений
- 17 Кризисы семейной жизни и пути их преодоления
- 21.Школа как социальный институт, микросоциум, социально-педагогическая система.
- 23.Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
- 24) Возникновение и становление социально-педагогической теории и практики за рубежом.
- 29. Социализированность.
- 40) Лагеря учреждения дополнительного образования и др. Образовательные организации. Специфика их деятельности.
- 41) Понятие зож. Пути его формирования. Роль соц. Пед-га в формировании зож.
- 5. Влияние окружающей среды на здоровье человека
- 6. Оптимальный двигательный режим
- 7. Закаливание
- 8. Физическое воспитание
- 9. Личная гигиена и режим дня
- 42) Педагогические проблемы реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.
- 43) Зашита прав ребёнка в социально-педагогической деятельности.
- Способы защиты детей:
- 46) Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный и индивидуальный подходы в социально-педагогической деятельности, пути их реализации.
- Возрастной подход
- Индивидуальный подход
- 47) Содержание, формы, методы социальнл-педагогической деятельности. Их характеристика.
- 48) Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 50) Особенности работы социального педагога с одарёнными детьми.