1.Социальный педагог как педагогическая профессия. Функции социального педагога. Педагогическое мастерство как интегральная характеристика личности социального педагога.
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова педагог, которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях. Аналитико – диагностическая:
- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально – бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
- установления причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
- содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
2. Прогностическую:
- программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;
- определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
-планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
3. Организационно-коммуникативная:
- способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;
-установления деловых и личностных контактов;
- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
-формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и со взрослыми.
4. Коррекционная:
- осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
5. Социально – профилактическая и реабилитационная:
- организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
- влияние на формирование нравственно – правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям социального риска.
6. Координационно-организационная:
- организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;
- влияние на разумную организацию досуга;
-включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
7. Социально – педагогическая поддержка и помощь учащимся:
- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации.
8. Охранно-защитная:
- использование имеющегося арсенала правовых норм защиты прав и интересов личности;
-содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямы или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическую:
-забота о душевном равновесии ребенка;
- установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослым;
-оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов;
-оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе.
10. Посредническая:
-осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
Таким образом, педагогическое мастерство с позиции антиципации и профессиональной компетентности мы рассматриваем как интегральную характеристику, включающую:
• педагогический опыт, который представляет собой запоминание удачных или неудачных приемов, средств, методов обучения, воспитания и развития; сохранение их в памяти с видоизменением и реорганизацией с учетом антиципируемого образа результата; и воспроизведение, т. е. извлечение из памяти в данный текущий момент более эффективных и рациональных приемов с учетом конкретной ситуации, коллектива или личности обучаемого;
• применение мастером инновационных технологий как личностно ориентированных, многофункциональных нововведений, реализующих функции самоактуализации личности;
• индивидуальность мастера, включающую профессиональные и личные качества;
• самоактуализирующуюся личность выпускника как вершину творческой самореализации педагога.
- 1.Социальный педагог как педагогическая профессия. Функции социального педагога. Педагогическое мастерство как интегральная характеристика личности социального педагога.
- 2. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
- 3. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Объект, предмет и функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая.
- 4. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной (патронатной) семьей.
- 5. Социальный институт формирования личности. Их значимость в социализации молодежи в современных условиях.
- 6. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
- 7. Воспитание как социальный институт. Личность в концепции гуманистического воспитания. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, содержание.
- 9. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- 16 Исторический опыт детских и молодежных объединений
- 17 Кризисы семейной жизни и пути их преодоления
- 21.Школа как социальный институт, микросоциум, социально-педагогическая система.
- 23.Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
- 24) Возникновение и становление социально-педагогической теории и практики за рубежом.
- 29. Социализированность.
- 40) Лагеря учреждения дополнительного образования и др. Образовательные организации. Специфика их деятельности.
- 41) Понятие зож. Пути его формирования. Роль соц. Пед-га в формировании зож.
- 5. Влияние окружающей среды на здоровье человека
- 6. Оптимальный двигательный режим
- 7. Закаливание
- 8. Физическое воспитание
- 9. Личная гигиена и режим дня
- 42) Педагогические проблемы реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.
- 43) Зашита прав ребёнка в социально-педагогической деятельности.
- Способы защиты детей:
- 46) Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный и индивидуальный подходы в социально-педагогической деятельности, пути их реализации.
- Возрастной подход
- Индивидуальный подход
- 47) Содержание, формы, методы социальнл-педагогической деятельности. Их характеристика.
- 48) Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 50) Особенности работы социального педагога с одарёнными детьми.