9. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются (интериоризируются) личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если и осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.
Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. В его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.
Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.
Та или иная ценность становится объектом потребности личности в том случае, если осуществляется целенаправленная деятельность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость ее осознания и оценки личностью. Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осуществляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность.
Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии общественными эталонами и теми задачами, которые возникай перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике. Новые объекты деятельности становяся новой потребностью — происходит экстериоризация. Характер ной особенностью этого процесса является то, что здесь проявляется в своеобразной форме действие закона отрицание отрицания; одна потребность отрицает другую, хотя и включает ее в себя на более высоком уровне.
Восприятие и интериоризация личностью, перевод во «внутренний план» общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на уровне осе) знания (когнитивном). В этом процессе активную роль играю эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показан; что социальные ценности воспринимаются не только сознание» рациональным мышлением, но и прежде всего чувствами.
Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившийся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в лее устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей сковывается на естественном усилении тех побуждений, которое по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению). Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания.
Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую перераработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной «среды» через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они содержат в себе достоинства и недостатки.
Недостаток первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалам, имеющие социальную ценность, объясняются их смысл и необходимость. В то же время недостаток второго способа связан с возможностью чисто формального усвоения требуемых побуждений.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. В этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания — принцип непрерывного общественного и профессионального развития личности.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.
10.Специальные учебно-воспитетельные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Основные направления исправительно-педагогической работы. Специальные учебно-воспитетельные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды: 1.Специальные общеоразовательные школы; 2.Специальные профессиональные училища; 3.Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (ЗПР и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно-опасные деяния. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек (однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанного учреждения с совместным обучением девочек и мальчиков). Основной функцией такого учреждения является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения, адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими среднего (полного) общего и профессионального образования. Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Учреждения открытого типа выполняют профилактическую функцию и создается для детей и подростков: 1.Подвергшихся психологическому насилию; 2.Отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения; 3.Испытывающих трудности в общении с родителями. Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т. е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным. Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет. Эти функции выполняют отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН). В том случае, если возникает необходимость направления несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заведение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних. Комиссия рассматривает заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет — в специальные школы, 14-18 лет — в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку. Сотрудники ОППН доставляют ребенка в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение всего периода его пребывания в этом учреждении осуществляют непосредственное взаимодействие с педагогическим коллективом и воспитанником. Основная задача - коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно-полезной деятельности. Если воспитанник не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то может быть направлен в реабилитационный отпуск от 3 до 6 месяцев (все-равно находится под контролем, после отпуска пишется характеристика его поведению) Основные направления исправительно-педагогической работы 1.карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации; 2. исправительно-воспитательное; 3. образовательное и трудовое 11. Сущность понятия «социальное воспитание». Объект и субъект социального воспитания. Термин «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Социальное воспитание-целенаправленная воспитательная деятельность, связанная с жизнедеятельностью людей в обществе. Объект соц.воспитания - человек, субъект - общество. Социальное воспитание следует рассматривать с позиции общества (государства); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений). Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни, а следовательно его надо подготовить к жизни в обществе. Каждое государство на разных исторических этапах своего развития осуществляет |
социальное воспитание, которое оно считает необходимым для подготовки подрастающего поколения. Направления социального воспитания: 1.Воспитание гражданина. Осуществляется под влиянием и контролем государства (государство определяет цели, пути реализации воспитания, создает институты, обеспечивает контроль за воспитательной деятельностью). Через эти институты (дошкольные учреждения, образовательные учреждения) реализуется социально-воспитательная миссия государства 2.Общественное воспитание. Улучшая систему воспитания подрастающего поколения оно обеспечивает изменение общества. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного развития. Каждое новое поколение должно быть лучше предыдущего. Ведущая роль в социальном воспитании принадлежит школе. Школа берет на себя задачи социального воспитания - готовит образованных людей. Основными функциями школы в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для раз¬вития,приобретение грамотности, подготовка к ВУЗу, завязывание прочных дружеских школьных связей… Таким образом, государство создает институты для воспитания подрастающего поколения. Каждый институт руководствуется законами государства, нормами, правилами, готовит людей для жизни в нем. Общество готовит учителей, врача, военнослужащего т.е формирует людей с социальными предназначением.
12. Харктеристика семей, имеющих детей инвалидов. Виды помощи семьям с детьми-инвалидами. Инвалид - лицо, которое имеет нарушения со здоровьем, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость в социальной защите. Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться. Инвалиды составляют 10% земного шара, из них 120 млн. дети и подростки. Слово инвалид переводится как «беспомощный». С появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются материально-бытовая, финансовые проблемы. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением дорогостоящих лекарств. Услуги для ребенка платные (медицинские процедуры, массаж, слуховые аппараты, очки, инвалидное кресло, кровати). У 15% родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, отсюда вытекает проблема неполной семьи. Отец в такой семье – единственный добытчик. Из-за необходимости большого заработка все время находится на работе, поэтому уход за ребенком ложится на мать. Женщина из-за отсутствия отдыха находится в напряженном состоянии. Тяжелая ситуация если в семье 2 детей с ограниченными возможностями. Виды помощи семьям с детьми-инвалидами: Социальный работник является связывающим звеном между семьей и органами государственного управления. В функции социального работника входят: организация юридической, медицинской, материальной помощи. Органы народного образования проводят обучение ребенка, занимаются трудоустройством детей в детские учреждения, специальные детские сады. Органы социальной защиты занимаются оформлением санаторно-курортного лечения, предоставляют льготы и услуги. Предприятия, где работают родителя ребенка оказывают материальную помошь, организуют неполный рабочий день. Основные льготы: бесплатное обеспечение лекарствами, бесплат.санаторно-курорт. Лечения, бесплатный проезд, 50% скидка на проезд в поездах, самолетах.
13. Семья, как микрофактор социализации. Типы семей и их влияние на социализацию ребенка. Первая социальная группа, куда попадает человек с момента своего рождения, это семья. (Семья – это совокупность лиц, проживающих совместно, связанные родством (должны быть включены 3 вида отношений: супружество, родство, родительство)). Именно с семьи начинается познание мира. Это первый коллектив, через который человек получает представление о себе и своем месте среди других. Специфика внутрисемейных отношений формирует социальный опыт общения ребенка. При неблагоприятном психологическом климате семьи формируется социальная неадекватность ребенка в общении с другими людьми, и, наоборот, оптимальный эмоциональный контакт в семье переносится ребенком на социально приемлемые контакты вне семьи. Семья – микрофактор социализации личности. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; способы регулирования отношений в семье, в группах сверстников, в специально созданных для этого организациях и т.п. На социализацию человека влияет ряд факторов: Первая группа – это макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, Интернет). К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации. Источников социализации много, но семья – это главный.
14. Причины и последствия подростковой наркомании. Профилактическая деятельность социального педагога. Наркомания –это заболевание, характеризующееся расстройством психики с сильнейшей тягой к наркотическим веществам. При неполучении своевременно дозы наркотика больной испытывает сильные физические страдания – так называемую «ломку». Таким образом, больной наркоманией является зависимым от наркотиков. Подростковая наркомания – самое страшное социальное явление, ведь при этом на корню ломается жизнь молодого, еще не окрепшего организма. А пристраститься к принятию наркотиков также проще подросткам в силу их неоформившейся ещё психики и желания выделиться, быть «не хуже других». Вылечить зависимого от наркотиков подростка – задача очень трудная. Прежде всего, сам подросток, как правило, не желает жить по-другому, его устраивает такая иллюзорная жизнь – с наркотиками, где нет проблем и не нужно быть сильным. Ведь, как известно, в данном случае справедливо выражение «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», то есть если у подростка нет цели избавиться от наркозависимости, то, как бы вы ни старались, этого не произойдёт. Наркотики вызывают галлюцинации, радостное возбуждение, прилив бодрости, но опять же после этого следует сильнейший упадок сил, апатия, организм «изнашивается», также страдают все жизненно важные органы. Что же подталкивает подростков к тому, чтобы начать принимать наркотики. А причин порой бывает не так уж и мало. Молодые люди начинают употреблять наркотики часто из-за глубоких личных внутренних проблем: девушка отвернулась, кроссовки старые, неприятный разговор с родителями (для подростка это все серьезные проблемы). И в такой момент найдется «доброжелатель», который «поможет» справиться с тяжелыми чувствами и мыслями — просто и легко — с помощью наркотика уйти от решения проблемы. Некоторые начинают из любопытства: «Что же это такое, если о нем так много говорят и пишут?» Конечно, любопытство — это хорошая черта, и то, что наши дети хотят знать всё — это прекрасно. Но тем и опасно оно, что трудно управляемо. Многие школьники начинают потреблять наркотики не потому, что это нужно для организма, а потому, что есть мода на них. «Все, что модно — нам нужно». Это псевдоценность, и в ней нет позитивного переживания, а о последствиях они задумываться не хотят. А иногда, чтобы просто поднять настроение; получить новые, необычные ощущения; вести себя раскованнее или чтобы не отстать от других и быть «как все». Все радуются, бесятся, смеются: «Смотри, как нам весело, присоединяйся и погружайся в наш мир. Ты не с нами, значит против нас, но тогда мы на тебя обидимся». И неважно, что выйти из «этого» мира не получится никогда. Но ради псевдодружбы, псевдосолидарности, псевдорадости подросток следует за «друзьями», не понимая истинного значения группового давления, не в состоянии противостоять им или отказать. Часто это протест против образа жизни, против существующих отношений (в частности в семье — между родителями и близкими людьми). Если взрослые не дают возможности ребенку быть самим собой, значит, ему с ними неуютно и некомфортно. И он обязательно будет искать в другом месте возможности чувствовать себя человеком и личностью. Где он найдет желаемое — непредсказуемо. Плохое поведение подростка — это ответная реакция ребенка на неправильные действия родителей, педагогов и близких. А желание казаться взрослее?! Желание самоутвердиться и быть принятым в кругу общения (пусть даже такой ценой)?! Или просто потому, что их легко достать, а так как они существуют и рядом, так почему бы их и не попробовать? Тем более, что приобрести наркотики сейчас в нашей стране не так уж и трудно. Их пытаются распространять даже в школах. И первый раз их предлагают, как правило, бесплатно, а затем могут насильственно вовлекать и даже шантажировать. Профилактика- это комплекс социальных, образовательных, и медико-психологических мероприятий направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ. Деятельность социального педагога по профилактике наркомании осуосуществляется тесно с психологом, педагогами. Создаются программы, где главной целью является формирование осознанных антинаркотических убеждений у учащихся (входит: информирование, развитие у них механизмов защиты от употребления наркотических веществ; помощь в разрешении проблем школьников, конфликтов с родителями…)
15. Функции семьи Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Иными словами, семья — некое «всесильное государство» со своими законами, правилами, своей историей, традициями, мифами. Это могущественная сила, способная самым серьезным образом влиять на своих «граждан»: формировать, питать, поддерживать, побуждать к изменениям или, наоборот, препятствовать им, карать и даже убивать. Семья имеет огромное значение. Основными функциями семьи по отношению к обществу являются: — физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства; — воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; — производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы полностью устраниться от домашних дел, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовка пищи, стирка, уборка жилища и пр.), потребуется дополнительно 40-45 миллионов человек; — организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы — семейное общение. По отношению к человеку у семьи определяются следующие функции: 1. Супружеская. Супруги — самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. 2. Родительская. Семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы скрасить жизнь родителей в старости. 3. Организация быта. Известно, что семейный быт — самый комфортный в психологическом смысле. В педагогической среде достаточно хорошо известно, что на процесс социализации ребенка в семье влияют такие факторы как: — Образование родителей. Ребенок, воспитывающийся в семье, где родители имеют высшее образование и где принято регулярно обращаться к домашней библиотеке, имеет больше шансов расширить свой социальный кругозор, чем тот, в семье которого родители не образованы. — Место, в какой проживает семья (город, село). — Наличие дедушек и бабушек. — Материальная обеспеченность, позволяющая показать ребенку, например, культурную жизнь города (театр, выставки), поехать в отпускное время на море и т. п. — Религиозность или воспитание в духе атеизма. — Воспитание в полной семье или в ней нет одного из родителей. А если родители в разводе, то, как они общаются и выполняют родительские функции. Все это важно, но главенствующим на наш взгляд фактором являются межличностные отношения в семье.
- 1.Социальный педагог как педагогическая профессия. Функции социального педагога. Педагогическое мастерство как интегральная характеристика личности социального педагога.
- 2. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
- 3. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Объект, предмет и функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая.
- 4. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной (патронатной) семьей.
- 5. Социальный институт формирования личности. Их значимость в социализации молодежи в современных условиях.
- 6. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
- 7. Воспитание как социальный институт. Личность в концепции гуманистического воспитания. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, содержание.
- 9. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- 16 Исторический опыт детских и молодежных объединений
- 17 Кризисы семейной жизни и пути их преодоления
- 21.Школа как социальный институт, микросоциум, социально-педагогическая система.
- 23.Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
- 24) Возникновение и становление социально-педагогической теории и практики за рубежом.
- 29. Социализированность.
- 40) Лагеря учреждения дополнительного образования и др. Образовательные организации. Специфика их деятельности.
- 41) Понятие зож. Пути его формирования. Роль соц. Пед-га в формировании зож.
- 5. Влияние окружающей среды на здоровье человека
- 6. Оптимальный двигательный режим
- 7. Закаливание
- 8. Физическое воспитание
- 9. Личная гигиена и режим дня
- 42) Педагогические проблемы реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.
- 43) Зашита прав ребёнка в социально-педагогической деятельности.
- Способы защиты детей:
- 46) Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный и индивидуальный подходы в социально-педагогической деятельности, пути их реализации.
- Возрастной подход
- Индивидуальный подход
- 47) Содержание, формы, методы социальнл-педагогической деятельности. Их характеристика.
- 48) Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 50) Особенности работы социального педагога с одарёнными детьми.