48) Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Реабилитация включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в развитии ребёнка.
Социально-педагогическая реабилитация- это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе: на получение необходимого образования.
Дезадаптация – нарушение процесса взаимодействия человека с социальной средой.
Центры социально-педагогической реабилитации различаются по возрастному контингенту (начальная школа и подростки). Для учащихся начальной школы разрабатываются программы психолого-педагогической диагностики и коррекции при выявлении дефектов познавательной сферы. Для подростков на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.
Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье. Современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с большим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической поддержке.
Функции ресоциализации социально дезадаптированных подростков могут выполнять подростковые клубы, молодежные объединения, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. В настоящее время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как разработкой и реализацией индивидуальных диагностико-коррекционых программ, так и групповыми социально-психологическими тренингами, психотерапевтическими играми по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.
Социальные педагоги и работники социальных служб решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость в временном социальном приюте, который целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации. Немало проблем возникает со школой. Чтобы исправить ситуацию, не менее важно изменить к подростку отношение со стороны учителей, вызвать у них стремление самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных стереотипов. Изменение социальной ситуации в семье и школе, изменение позиции родителей и учителей в отношении дезадаптированного подростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога (работника).
- 1.Социальный педагог как педагогическая профессия. Функции социального педагога. Педагогическое мастерство как интегральная характеристика личности социального педагога.
- 2. Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
- 3. Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Объект, предмет и функции социальной педагогики: теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая.
- 4. Особенности социально-педагогической деятельности с приемной (патронатной) семьей.
- 5. Социальный институт формирования личности. Их значимость в социализации молодежи в современных условиях.
- 6. Специфика социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
- 7. Воспитание как социальный институт. Личность в концепции гуманистического воспитания. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, содержание.
- 9. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- 16 Исторический опыт детских и молодежных объединений
- 17 Кризисы семейной жизни и пути их преодоления
- 21.Школа как социальный институт, микросоциум, социально-педагогическая система.
- 23.Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
- 24) Возникновение и становление социально-педагогической теории и практики за рубежом.
- 29. Социализированность.
- 40) Лагеря учреждения дополнительного образования и др. Образовательные организации. Специфика их деятельности.
- 41) Понятие зож. Пути его формирования. Роль соц. Пед-га в формировании зож.
- 5. Влияние окружающей среды на здоровье человека
- 6. Оптимальный двигательный режим
- 7. Закаливание
- 8. Физическое воспитание
- 9. Личная гигиена и режим дня
- 42) Педагогические проблемы реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.
- 43) Зашита прав ребёнка в социально-педагогической деятельности.
- Способы защиты детей:
- 46) Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный и индивидуальный подходы в социально-педагогической деятельности, пути их реализации.
- Возрастной подход
- Индивидуальный подход
- 47) Содержание, формы, методы социальнл-педагогической деятельности. Их характеристика.
- 48) Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков.
- 50) Особенности работы социального педагога с одарёнными детьми.