logo search
вопросы к госам по социальной работе

66. Суть и содержание профессиональной компетентности специалистов социальной работы

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности являются: социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен:

• знать специфику работы в различной социальной среде;

• знать и уметь использовать передовой отечественный и зару­бежный опыт социально-культурной деятельности;

• уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой — между различными обществен­ными и государственными структурами;

• уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;

• уметь оказывать влияние на отношения между людьми и си­туацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности;

• уметь работать в условиях неформального общения, способ­ствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;

• знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в ста­новлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребнос­тей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- знать законы и нормативы социальной работы.