logo search
Ответы на экз вопросы

Социальная деятельность

Различия проявляются в разграничении компетенции соц. работника и соц. педагога:

Функциональное различие: основная функция соц. педагога — контроль и корректировка нормы социализации; главная функция соц. работника — компенсация нежелательных последствий социальных явлений и процессов.

Объектное различие: социальная педагогика нацелена на все слои населения, соц. работа — на маргинальные и уязвимые соц. группы.

Технологическое различие: соц. педагог стремится своевременно определить проблему, выявить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику и т.о. оздоровить окружающую микросреду. Соц. работник, в отличие от соц. педагога. имеет дело с состоявшейся проблемой, связанной с отклонением от соц. нормы, что требует специальных видов соц. помощи и более узкой специализации.

Превентивно-профилактическая деятельность является общей для соц. педагога и соц. работника, но если она доминирует в деятельности соц. работника — это свидетельство высокого качества его работы, если же к ней сводится деятельность соц. педагога — эффективность его труда невысока.

Теперь рассмотрим взаимодействие школьного психолога и соц. педагога. Главная функция школьного психолога — изучение и диагностика различных школьных проблем. Соц. педагог, с учетом психологической диагностики должен определить возможности использования или коррекции выявленных особенностей объекта (ребенка, класса, учителя), выявленных психологом, разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний в пед. деятельности. Таким образом, соц. педагог — это специалист, который на основе полученной диагностики пед. грамотно строит соц. — пед работу с отдельными учениками, их родителями, различными группами школьников, учителями, семьями и т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Еще один пример. Объект работы — классный коллектив. У психолога направление работы будет — выявление психических отклонений личности школьника, а соц. педагога — организация досуговой деятельности и другие формы работы.