2. Средства массовой коммуникации
О развитии средств коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.
СМК и стихийная социализация. Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
СМК и относительно направляемая социализация. СМК, будучи одним из социальных институ¬тов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (в основном обладающих политической или экономической властью) на определенное влияние на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния.
Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людь¬ми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на форми¬рование у них ценностных ориентации в сфере политики, эконо¬мики, идеологии,права и пр.
Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически пред¬ставляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просве¬щения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разно¬образные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.
СМК и самоизменение человека. Самоизменение человека в процессе социали¬зации под влиянием СМК идет в различных аспектах и имеет как положительный, так и отрицательный вектор.
Особо следует отметить в связи с этим то, что в последнее вре¬мя набирает силу тенденция превращения СМК в сферу самореа¬лизации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - взаимодействие человека с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Internet подключены миллионы абонентов - от ученых до кинофанатов. Среди них группы экологистов, фанатов и прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности?
- 2.Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России?
- 3.Специфика профессиональной деятельности социального педагога?
- Социальная деятельность
- 4.Процесс социализации личности?
- 5.Человек как жертва процесса социализации?
- 6.Мега и макрофакторы социализации личности?
- 8.Мезофакторы социализации личности?
- 1. Регион
- 2. Средства массовой коммуникации
- 3. Субкультуры
- 4. Тип поселения
- 4.1. Сельские поселения
- 4.2. Город
- 4.4. Поселок
- 10.Субкультура как фактор социализации?
- 11.Микрофакторы социализации личности?
- 12.Функции религии в обществе?
- 13.Социализирующие функции группы сверстников?
- 14.Развитие ребенка и наследственность?
- 15.Развитие ребенка и среда?
- 16.Социум как объект изучения социальной педагогики?
- 17.Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка?
- 18.Проблемы развития семьи как социального института в современной России?
- 19.Особенности социально-педагогической деятельности с семьей группы риска неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида?
- 20.Особенности работы социального педагога в образовательных учреждениях?
- 21.Сущность понятия "опека" и "попечительство". Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве?
- 22.Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка?
- 24.Причины социальной дезадаптации подростков?
- 25.Нормальное и отклоняющееся поведения подростков?
- 1. Индивидуальные
- 26.Девиантное, делинквентное и криминальное поведения подростков?
- 27.Концепции девиации детей?
- 28.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема
- 29.Проституция детей как социально-педагогическая проблема?
- 30.Особенности подростковой наркомании?
- 31.Причины и последствия преступности и несовершеннолетних?
- 32.Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема?
- 36.Специальные профессиональные училища. Цели, задачи и особенности их работы?
- 37.Воспитательные колонии. Цели, задачи и особенности их работы?
- 38.Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения?
- 40.Индивидуальная работа с несовершеннолетними правонарушителями?
- 1.Работа в адаптационном отряде
- 2. Работа с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете.
- 41.Работа социального педагога с одаренными детьми?
- 43.Технологии социально-педагогической деятельности?
- 44.Содержание работы социального педагога с личностью?
- 46.Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения?