40.Индивидуальная работа с несовершеннолетними правонарушителями?
Целью индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии, является профилактика совершения преступления как во время нахождения в ВК, так и после освобождения, и профилактика деструктивных процессов (самоубийств, побегов, дезорганизации нормальной деятельности исправительного учреждения и т.д.).
В воспитательной колонии применяются следующие виды профилактический работы:
Психологическая коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями, и направлена, прежде всего, на личность осужденного, его поведение. Эту работу должны вести психологи вместе с личным составом уголовно-исполнительной системы, особенно теми, кто непосредственно работает со спец контингентом, в частности, с воспитательным отделом.
Под влиянием определенных стереотипов жизни, у каждого человека образуется устойчивая система реагирования на факторы окружающей среды, складывается определенный стереотип. У преступника при длительном занятии преступной деятельностью также вырабатывается своеобразные привычки и навыки – то есть преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает систематически трудиться, теряет трудовые навыки, зато приобретает преступные. Прежде чем приспосабливать такого человека к жизни в нормальной социальной среде, необходимо разрушить его преступный стереотип и заменить трудовым. Эта задача должна решаться на всем периоде пребывания человека в колонии.
Коррекция основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Реализация таких целей наказания, как кара, достигается требованиями режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией жизни и быта осужденных. «Исправительный эффект» достигается путем реабилитации (ресоциализации) личности, путем исправления и перевоспитания.
Социальная реабилитация связана с восстановлением бывших осужденных в статусе и дееспособности. В психологическом смысле, это означает их восстановление как социальных субъектов.
Наше государство хорошо научилось наказывать за преступления, мстить за них. Ему еще предстоит научиться поддерживать оступившихся, ущербных, деградирующих, девиантных; давать им жизненный шанс и создавать условия для возвращения к себе – Другому. Бывшие заключенные не должны быть изгоями общества, а тюрьма – единственным для них приютом.
Социальная реабилитация осужденных должна иметь не только морально-психологическую, но и юридическую основу: Закон о социальной адаптации бывших осужденных; ответственность местных органов власти, правовые гарантии на сохранение жилья, на трудовое и бытовое устройство после освобождения. Для ускорения процесса реабилитации необходимо создание центров и домов социальной адаптации, общественных фондов, индивидуального поручительства и поручительства трудовых коллективов предприятий. Сейчас в колониях вводится должность социального работника, который помогает осужденным быстрее пройти социальную адаптацию.
Социально-психологическая реабилитация не только связана с преодолением социальной дискриминации, репрессий семьи, производственных коллективов бывших осужденных, но и изменением их представлений о самом себе – Я-концепции, ценностных ориентаций и социальных установок. Следствием таких личностных преобразований могла бы стать работа по самоизменению. Участвуя в этом виде работы, психолог может влиять психологическими средствами на семью осужденного, его родственников, гуманизировать, в рамках режима, отношения к заключенным со стороны сотрудников ИУ. Он может осуществлять психологическую подготовку осужденных к вероятным конфликтным ситуациям после выхода на свободу.
Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни.
Попадая в ИУ, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями ИУ и психологами стоит гораздо более сложная задача: планирование нового человека, основанное на способности проектировать личность – видеть в каждом осужденном нового человека и добиваться, чтобы он сам стремился к перестройке собственной личности.
Медицинская реабилитация – система мер, предполагающая сохранение и восстановление здоровья человека на уровне, обеспечивающем его дееспособность. В этом смысле каждый заключенный нуждается в реабилитации. Известно, что криминогенная среда обладает критической массой умственно отсталых в степени дебильности, асоциальных психопатов, невротиков, лиц с последствиями черепно-мозговых травм, деградировавших под влиянием алкоголизма, наркомании и многолетней тюремной жизни. Многие из них нуждаются не только в психологическом сопровождении, но и психиатрическом лечении.
Исходя из целей, можно выделить несколько направлений в работе:
1. работа с адаптационным отрядом;
2. работа с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете;
3. индивидуально - воспитательная работа;
4. подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).
- 1.Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности?
- 2.Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России?
- 3.Специфика профессиональной деятельности социального педагога?
- Социальная деятельность
- 4.Процесс социализации личности?
- 5.Человек как жертва процесса социализации?
- 6.Мега и макрофакторы социализации личности?
- 8.Мезофакторы социализации личности?
- 1. Регион
- 2. Средства массовой коммуникации
- 3. Субкультуры
- 4. Тип поселения
- 4.1. Сельские поселения
- 4.2. Город
- 4.4. Поселок
- 10.Субкультура как фактор социализации?
- 11.Микрофакторы социализации личности?
- 12.Функции религии в обществе?
- 13.Социализирующие функции группы сверстников?
- 14.Развитие ребенка и наследственность?
- 15.Развитие ребенка и среда?
- 16.Социум как объект изучения социальной педагогики?
- 17.Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка?
- 18.Проблемы развития семьи как социального института в современной России?
- 19.Особенности социально-педагогической деятельности с семьей группы риска неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида?
- 20.Особенности работы социального педагога в образовательных учреждениях?
- 21.Сущность понятия "опека" и "попечительство". Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве?
- 22.Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка?
- 24.Причины социальной дезадаптации подростков?
- 25.Нормальное и отклоняющееся поведения подростков?
- 1. Индивидуальные
- 26.Девиантное, делинквентное и криминальное поведения подростков?
- 27.Концепции девиации детей?
- 28.Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема
- 29.Проституция детей как социально-педагогическая проблема?
- 30.Особенности подростковой наркомании?
- 31.Причины и последствия преступности и несовершеннолетних?
- 32.Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема?
- 36.Специальные профессиональные училища. Цели, задачи и особенности их работы?
- 37.Воспитательные колонии. Цели, задачи и особенности их работы?
- 38.Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения?
- 40.Индивидуальная работа с несовершеннолетними правонарушителями?
- 1.Работа в адаптационном отряде
- 2. Работа с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете.
- 41.Работа социального педагога с одаренными детьми?
- 43.Технологии социально-педагогической деятельности?
- 44.Содержание работы социального педагога с личностью?
- 46.Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения?