Целевая функция войны
Война (как и революция, которая, по своей сути, тоже война, только направленная на более близкого и более опасного противника) есть концентрированное выражение Истории, одно из основных Представлений[1] прогресса. Именно поэтому, «кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны»[2], и наоборот.
Война есть, прежде всего, информационная, а уже затем материальная деятельность. Деятельность повсеместная и очень древняя: следы войны обнаруживаются в любых человеческих культурах, где есть принципиальная возможность их регистрации. Функция войны естественно прописывается в формализме социосистемы.
Подобно тому, как жизнь существует и изначально существовала в форме замкнутых экосистем, разум с момента своего зарождения принимает форму социосистемы. Возникновение такой формы организованности требует разового преодоления очень высокого потенциального барьера, но уже появившаяся социосистема устойчива, и человек, рожденный в ней, обречен на социальное существование. Для «полуденного хищника»[3], которым является Homo, такое существование само по себе оказывается стрессовым фактором. Нормальной реакцией хищника на стресс является агрессия, но проявить ее внутри устойчивой социосистемы индивид не может. И возникает война — социально допустимый канал реализации эгоистических устремлений. Война носит «карнавальный» характер: все, что запрещается в обыденной жизни, на войне не только разрешается, но и поощряется.
Таким образом, война есть плата биологического вида Homo Sapiens за свое существование в форме социосистемы, за эффект социальности. И плата недорогая, что можно заметить, сравнивая, сколько на Земле людей и сколько биологически близких к ним крупных обезьян. Войны народов, классов, конфессий, иных социальных групп заменяют в человеческом существовании борьбу всех против всех в биологических сообществах. То В определенном смысле можно согласиться с Дж.Оруэллом: война это мир, и мир это война. Заметим, что снижение угрозы глобального противостояния в период 1986 — 2000 гг., привело к росту региональных войн и локальных конфликтов, а также уличной преступности и бытовогo насилия.
Война тысячелетиями является спутником человека, но нет оснований считать, что так будет продолжаться «из вечности в вечность». В своем развитии социосистема найдет иные способы сублимации индивидуальной агрессии (искусство, спортивные и ролевые игры, виртуальные войны и т.п.). Мы способны представить и описать такую стадию эволюции разума, но пока не в силах ее реализовать. XX век был эпохой тоталитарной войн. XXI век начался грандиозным актом террористической войны «Юг» против «Запада». За сим последовали войны в Афганистане, Ираке, Чечне. Сейчас человечество на волосок от крупных вооруженных конфликтов в Осетии, Абхазии, Приднестровье, Израиле, возможно, и в Иране. И, поскольку все сценарные модели указывают, что международная напряженность вокруг «горячих точек» будет нарастать, достигая первого пика к 2008 — 2010 году, а следующего — к началу третьего десятилетия, приходится считаться с тем, что масштаб военных действий также будет увеличиваться.
- 3 Сергей Переслегин Социосистема как "тепловая машина"
- 5 Сергей Переслегин Плиты и мосты Сергей Боровиков,
- 1 Сергей Переслегин о механике цивилизаций
- 1. Вводные замечания
- 2. Внешняя механика истории: вектор движения и фазовый переход
- 3. Внутренняя механика истории: локусы и тренды
- 4. Механика будущего: версии будущего
- 5. Механика цивилизации: соотношение технологий
- 6. Динамика цивилизации: технологические пределы
- 7. Предварительные итоги: завершение индустриальной эпохи
- 8. Фазовый переход: первичное упрощение
- 9. Фазовый переход: мета-технологии и вторичное упрощение
- 10. Управление будущим: конструкционный подход
- 11. Фазовый переход: антропоморфный принцип
- 12. Заключение: новая цивилизация
- 2 Сергей Переслегин Социальная термодинамика и проблема идентичностей Сергей Боровиков, Елена Переслегина
- 1. Понятие социосистемы
- 2. Описание социосистемы с помощью термодинамических параметров. Социальная температура и социальная энтропия
- 3. Социоглюонное взаимодействие. Стэнфордский эксперимент
- 4. Понятие идентичности. Идентичности как источники социального движения
- Приложение: простейшие социальные "тепловые двигатели"
- 3 Сергей Переслегин Социосистема как "тепловая машина"
- 1. Введение в термодинамику социосистем[1]
- 2. Социоглюонное взаимодействие и фазовые переходы в простейших социосистемах
- 3. Простейшие социальные «тепловые машины»
- А) Турбодетандер
- Б) «Закрытые города» как «пароатмосферная машина»[5]
- В) Организационно-деятельностная игра
- Г) ролевые игры
- Д) психические тренинги «с погружением»
- Е) организационно-деятельностная «двойка»[12]
- Ж) информационная фазированная решетка
- З) «двухконтурные» двигатели
- 4 Сергей ПереслегинТого, что достаточно для Геродота, мало для Герострата…"
- (1) Шестидесятые и двухтысячные
- (2) Информационное пространство и информационные объекты
- (3) Эволюция и антропогенез
- (4) Заключение: постиндустриальный барьер и принцип баланса технологий
- 5 Сергей Переслегин Плиты и мосты Сергей Боровиков,
- 6 Сергей Переслегин о понятии развития в симметричной мета-онтологической картине мира Сергей Боровиков,
- 7 Сергей Переслегин География нового освоения Сергей Градировский,
- Многостоличье
- Один — это уже слишком!
- Система разделения властей
- География власти
- Разделение властей во времени
- Атлас власти
- 8 Сергей Переслегин Война на моем столе
- Целевая функция войны
- Содержание войны
- Рефлексия войны
- Стратегия чуда
- Войны XXI века
- 9 Сергей ПереслегинАналитическое послесловие к трагедии в Беслане
- 10 Сергей Переслегин к оценке перспектив Европейского постиндустриального проекта