1.2 Дошкольное образование
Дошкольное образование относится к числу общеобразовательных программ, реализуемых в Российской Федерации. В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании" (ст. 18), первыми педагогами в дошкольном образовании являются родители, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
В России дошкольное образование не является обязательным, его получение не гарантируется государством. В то же время, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста и обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
Согласно данным, регулярно публикуемым Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), число дошкольных образовательных учреждений России, неуклонно возраставшее в 1970-80-е годы, начиная, с 1991 года устойчиво сокращалось. Если на конец 1990 года оно достигло 87,9 тысячи, то к началу 2008 года снизилось до 45,7 тысячи.
Несколько иначе изменялось число воспитанников этих учреждений. Наибольшего значения оно достигло в середине 1980-х годов - свыше 9 миллионов человек, - а к концу 1990-х годов снизилось более чем вдвое, составив 4,2 миллиона человек в 1999 году. Начиная с 2002 года число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, стало понемногу возрастать, увеличившись к началу 2008 года до 4,9 миллиона человек, или почти на 16%. В итоге среднее число воспитанников, приходящееся на одно дошкольное образовательное учреждение поднялось до уровня 1980-х годов, составив 107 человек против 109 в 1980 году, 112 в 1985 году и 102 в 1990 году.
Неудивительно, что на фоне продолжающего сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и роста числа родившихся, стало быстро увеличиваться число детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения. Всего за семь лет оно возросло в 7,4 раза, превысив к началу 2008 года 2,2 миллиона человек против 0,3 миллиона человек в 2001 году. Если данные о стоящих в очереди для определения в дошкольные образовательные учреждения не содержат результатов повторного счета (один и тот же ребенок в разных "листах ожидания") и эффекта "упреждения" (заблаговременная постановка ребенка на учет, чтобы получить место тогда, когда это реально потребуется), получается, что на начало 2008 года каждый четвертый ребенок в возрасте 1-6 лет стоял в такой очереди, а неудовлетворенный спрос на услуги дошкольных образовательных учреждений превысил 31% (1), тогда как еще в 1995-2000 годах он составлял лишь около 5%. Даже в 1990 году, когда на учете для определения в детские дошкольные учреждения состояло 995 тысяч детей, неудовлетворенный спрос составлял около 10%, а доля детей 1-6 лет, состоящих на учете для определения в них, - около 7% от их общей численности.
Рост спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений обусловлен не только ростом рождаемости и увеличением численности соответствующих возрастных групп, но и ростом охвата этих контингентов дошкольным образованием, предоставляемым дошкольными образовательными учреждениями. В 1980-е годы, когда женщины СССР получили право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, популярность общественного воспитания детей дошкольного возраста несколько снизилась. Охват детей дошкольными учреждениями - отношение числа детей, посещающих дошкольные учреждения, к общему числу детей в возрасте от 1 года до 6 лет, скорректированному на число детей 6 лет, обучающихся в школе, - снизился с 68% в 1985 до 66% в 1990 году и 53% в 1997-1998 годы. Затем значение этого показателя стало возрастать, увеличившись к началу 2008 года до 59,2%.
Одновременно возрастала загруженность дошкольных образовательных учреждений. Если в 1998 году она опустилась в среднем до 78 воспитанников на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, то к концу 2007 года поднялась до 105. Как и в советские времена, дошкольные образовательные учреждения стала работать с "перегрузкой", поскольку число их воспитанников стало превышать число мест в них.
Сохраняющийся уже на протяжении десятилетия рост спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений происходит в условиях резко снижающейся обеспеченности детей в возрасте 1-6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях. В 1990 году на каждую тысячу детей этого возраста (за вычетом числа детей 6 лет, обучающихся в школе) приходилось 616 мест в дошкольных образовательных учреждениях. В результате опережающего, по сравнению с сокращением числа мест, снижением числа детей дошкольного возраста, значение этого показателя поднялось к 1999 году до 697. После этого оно стало снижаться, особенно быстро в последние годы. На начало 2008 года обеспеченность детей 1-6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях составила 565 мест на 1000 детей.
В основном, дошкольные образовательные учреждения России посещают дети в возрасте 3 лет и старше. Их доля составляла в 1990 году 78% от общего числа воспитанников этих учреждений, в середине 90-х годов поднялась до 84-85%, а затем вновь несколько снизилась, составляя около 80% в 2002-2006 годах. На начало 2008 года она насчитывала 83,7%. Доля малышей в возрасте до полутора лет в рассматриваемый период не достигала и 1%.
По нашим расчетам, охват детей дошкольными образовательными учреждениями составляет: в возрасте до полутора лет - 1,5%, от полутора до трех лет - чуть более 40%, старше трех лет - около 70%.
Согласно данным переписи 2002 года, из детей в возрасте 3 лет дошкольные учреждения посещали 63,7%, в возрасте 4 лет - 68,4%, 5 лет - 70,3%, 6 лет - 47,0% (еще 35,3% посещали уже общеобразовательные учреждения более высокого уровня, 17,7% не посещали никакие образовательные учреждения).
Наиболее распространенными видами дошкольных учреждений (ДУ) являются детские сады (74%), учреждения компенсирующего назначения для детей с нарушениями здоровья (14,4%). В дошкольном воспитании заняты 641,8 тыс. педагогических работников, из которых более 70% являются воспитателями, имеют высшее (26,8%) и в основном среднее педагогическое (63.2%) образование. Сайт www.gks.ru (Официальный Сайт ГосКомСтата РФ)
Приведенная информация показывает резкие изменения, которые привели к различным последствиям и повлияли на доступность дошкольных учреждений для семей с детьми. Возможны два варианта таких изменений: первый заключается в резком сокращении сети учреждений, их укрупнении при одновременном снижении доступности дошкольного образования (негативный сценарий); второй - в адекватном сокращении детских садов, сопровождающемся их разукрупнением при одновременном росте доступности (охвате детей) дошкольным обучением (позитивный сценарий). Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. -- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009.-С.48.
Позитивным моментом является более медленное сокращение дошкольных учреждений и численности педагогических кадров, чем сокращение численности детей, посещающих дошкольные учреждения. Негативным моментом остаются опережающие темпы сокращения числа мест по сравнению с другими показателями.
Развитие среды дошкольного воспитания и образования проходило по промежуточному, умеренному сценарию. Доступность сети дошкольного образования хотя и сокращалась, но медленнее, чем численность детей, посещающих детские сады. Это привело к сокращению среднего числа детей в одном дошкольном учреждении и на одного воспитателя (позитивные тенденции). Одновременно происходило укрупнение педагогических коллективов детских садов при резком сокращении числа мест, что сопровождалось ростом концентрации детей на каждые 100 мест в дошкольных учреждениях (негативные тенденции). Даже в условиях резкого сокращения спроса на услуги дошкольного образования и высвобождения ресурсов (трудовых и материальных) качественного улучшения обслуживания детей и адекватного улучшения среды дошкольного обучения в России не произошло. Переяслова И.Г. Статистика: учеб. Пособие / И.Г. Переяслова, Е.Б. Колбачев, О.Г. Переяслова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.-С.28.
Следует также отметить, что учреждения дошкольного воспитания оказывают комплексные и последовательные услуги по образованию и содержанию детей. Однако в современных условиях возможно предоставление только отдельных услуг, например пребывание ребенка неполный день, прогулки и занятия с детьми и др. Расширение спектра и качества предоставляемых услуг дошкольного образования способствовало бы сохранению существующей сети дошкольных учреждений и повышению квалификации педагогических кадров. Другими словами, имеющаяся сеть дошкольного воспитания должна быть готова к возможному росту спроса на данный вид услуг через два - три года в связи с прогнозируемым Госкомстатом России незначительным ростом численности родившихся в 2003-2006 гг. и переходом значительного числа женщин в модальный возраст деторождения (20-24года).
- Введение
- 1.1 Основные понятия статистики образования
- 1.2 Дошкольное образование
- 1.3 Школьное и внешкольное образование
- 1.4 Среднее профессиональное образование
- 1.5 Высшее образование
- 1.6 Профессиональное образование
- 2.1 Статистика дошкольного образования
- 2.2 Статистика общего образования
- 2.3 Статистика среднего профессионального образования
- 2.4 Статистика высшего профессионального образования
- Заключение