1.6 Профессиональное образование
Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.
Система профессионального образования в России расширяется, спрос на такие услуги достигает максимума. Но вместе с тем до настоящего времени данная ступень обучения существенно сокращается. За период с 1990 по 2008 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 46% (с 4328 до 2855 учебных заведений, прием с 1252 до 541 тыс. человек).
Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск - численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.
Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:
число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;
результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;
распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;
численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.
К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся:
численность их;
распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;
численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.
Показатели материально-технического обеспечения учебных заведений характеризуют:
наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;
обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;
обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.
В конце 2009 гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2052,3 тыс. студента; 302 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 89,8 тыс. учащихся.
В целом по учебным заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное - в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения. Елисеева И. И. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2001.
Глава 2 Анализ показателей рынка. сследование развития рынка услуг образования
- Введение
- 1.1 Основные понятия статистики образования
- 1.2 Дошкольное образование
- 1.3 Школьное и внешкольное образование
- 1.4 Среднее профессиональное образование
- 1.5 Высшее образование
- 1.6 Профессиональное образование
- 2.1 Статистика дошкольного образования
- 2.2 Статистика общего образования
- 2.3 Статистика среднего профессионального образования
- 2.4 Статистика высшего профессионального образования
- Заключение