logo
социальная статистика / Социальная статистика (главы 10-конец)

11.6. Статистика школьного и внешкольного образований

Общеобразовательные школы реализуют программы началь­ного общего, основного общего и среди его (полного) образования, являются звеном системы непрерывного образования и предо­ставляют всем российским гражданам возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов. На начало 1999/2000 учебного года в 66,9 тыс. государственных об­щеобразовательных школ обучались 20,8 млн учащихся, а также функционировали 607 негосударственных общеобразователь­ных школ с 53,4 тыс. учащихся.

Статистка анализирует изменение общей численности уча­щихся. Движение обучающихся в течение учебного года изучает­ся с помощью следующего управления:

где и— численность учащихся на начало и конец учебного года;

П — поступление и перевод учащихся в течение года;

В — выпуск и выбытие учащихся в течение года.

На основе такой информации вычисляются следующие два показателя:

• средняя численность учащихся за учебный год

• средняя численность учащихся за календарный год

Изучаются не только динамика общей численности учащихся, ной распределение учащихся по классам. Успеваемость школьни­ков оценивается через показатель коэффициента перевода уча­щихся в последующий класс. До 90-х гг. рассчитывался удельный вес второгодников. Оценивать условия обучения в общеобразо­вательных школах можно через показатели сменности занятий; удельный вес школ и долю учащихся, занимающихся во вторую и третью смены. Эти показатели имеются в государственной ста­тистике.

Важное социальное значение имеет охват молодежи школь­ного возраста школьным образованием, который измеряется от­ношением числа детей, обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста. В последние годы обострилась проб­лема трудоустройства молодежи после окончания школы. Чис­ленность неработающей и неучащейся молодежи из числа выпу­скников дневных общеобразовательных школ России составила в 1985 г. 5,3 тыс. человек, в 1987 г.—7,1, в 1989 г. — 12,6 тыс. че­ловек. С 1992 г. Комитетом по труду и занятости РФ ведется учет безработных и незанятых выпускников школ.

Педагогические кадры общеобразовательных школ характе­ризуются показателями штатной численности учителей, совмес­тителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уров­ню образования, специальности и стажу педагогической работы. Изучаются движение педагогических кадров (прием, увольнение). текучесть и закрепляемость учителей, особенно молодых педаго­гов. Учитываются и фонд оплаты труда работников общеобразо­вательных школ, и среднемесячная заработная плата.

К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислитель­ной техникой, физкультурными залами, столовыми и буфетами с горячим питанием: фиксируется площадь учебных помещений.

Статистика общеобразовательных школ дополняется данны­ми о деятельности внешкольных учреждений.

Сравнение численности занимающихся в детских внешколь­ных учреждениях с численностью учащихся дневных общеобра­зовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников. Так, в конце 90-х гг. во всех внешкольных учреждениях занималась 1/3 учащихся школ; в музыкальных, хореографических, художественных школах — 6%, в детских и юношеских спортивных школах — 10%.

В истории статистических работ существует такой метод сбо­ра информации, как школьная перепись, В процессе ее проведе­ния на определенный момент времени регистрируются характе­ристики школ, педагогов и учащихся.

Основные разделы и краткое содержание программы Всесо­юзной школьной переписи1, которая проводилась по состоянию на 15 декабря 1927 г., следующие.

Раздел 1. Общие сведения о школе: подчиненность, бюджет, продолжительность полного курса обучения, число групп, язык обучения, год основания, сменность, обеспеченность учащихся горячей пищей и стипендиями, одеждой и обувью.

Раздел 2. Сведения об учащихся: численность учащихся на 1.12.1926 г. по списку и фактически присутствовало на занятиях 15.12.1927 г., распределение учащихся по годам обучения, по на­родности, движение учащихся (прием, выпуск, отказы в приеме, в том числе по причинам).

Раздел 3. Данные о персонале школы: число штатных должно­стей, число вакансий, характеристики работников школы (пол, должность, группа обучения, по каким предметам обучает).

Раздел 4. Материалы о земельном участке и сельскохозяйст­венном инвентаре: размер и состав земельного участка, как он обрабатывается и используется.

Раздел 5. Информация о школьном районе: название насе­ленных пунктов, из которых дети ходят в школу (для детей 1-го и 4-го годов обучения), расстояние пункта до школы, число хозяйств в данном пункте. Имеются ли ночлежка для детей, общежитие, дается ли пища, организован ли привоз детей.

Раздел 6. Параметры школьного здания: число этажей, год постройки, формы участия населения в постройке, материал, обеспеченность его удобствами (водопроводом, канализацией, освещением, отоплением), вид топлива, необходимое количест­во топлива на год. Характеристика внутренних помещений школы (число мест, размеры помещений, их площадь, объем воздуха, освещенность, вентиляция, замечания о недостатках помеще­ний).

Раздел 7. Данные о школьном оборудовании: учебно-вспомо­гательные средства и пособия, лаборатории, мастерские, библиотеки, классная мебель, в том числе для начальной школы, инвентаризация учебников по предметам и перечень наглядных пособий по предметам и видам.

Раздел 8. Сведения по учебной части: начало и окончание за­нятий, продолжительность перерывов между ними,

1 См.: 1-я Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г.Т. 1. —М.: Госу­дарственное планово-хозяйственное издательство. 1930. — С. 243—245.

продолжительность каникул, проведение школой летних занятий, выезды школы на лето, место и длительность проведенных экскурсий.

Раздел 9. Информация об общественной работе школы: нали­чие клуба, работа кружков, наличие школьного кооператива, пи­онерского поста. Данные о деятельности органов управления школой (школьных советов, родительских собраний, общих соб­раний учащихся, собраний делегатов учащихся).

Раздел 10. Материалы о бюджете школы за 1926/27 бюджет­ный год: расходы по статьям и источникам поступлений.

Приведенный перечень разделов несет на себе отпечаток времени. Вместе с тем очевиден комплексный подход к изучению деятельности школ, заложенный в программе школьной переписи.

Анализ развития школьного образования проводится на раз­ных уровнях обобщения данных:

• по школьному образованию в целом;

• по данным общеобразовательных школ различных форм собственности;

• по ступеням обучения:

• по регионам;

• по каждой отдельной школе.

Рассмотрим специфику изменения системы показателей для каждого из перечисленных уровней, характеризующего изменение финансовых, трудовых, материальных и институциональных ресур­сов и их соответствие изменению численности учащихся школ и де­тей и подростков соответствующего возраста, В качестве метода анализа будем использовать сравнение фактической динамики по­казателей, входящих в систему, с социально-экономической нор­малью. Под социально-экономической нормалью понимается те­оретически обоснованное соотношение изменений показателей. исходя из предположения об обеспечении качества среды обу­чения.

Для школьного образования в целом социально-экономичес­кая нормаль имеет следующий вид:

где — индекс изменения значения данного показателя в данном пе­риоде по сравнению с предыдущим периодом (годом);

Р — текущие расходы общеобразовательных школ;

А — число общеобразовательных учреждений;

В — численность учителей;

У — численность учащихся общеобразовательных школ;

Д — численность детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

Для общеобразовательных школ различных форм собствен­ности социально-экономическая нормаль приобретает вид:

Таблица 11.5