logo
Филатова Е

Тема 3. Функционально-ролевой репертуар социального работника

Социальная работа понимается в литературе как профессиональная деятельность, которая помогает людям, организациям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

На Западе социальная работа определяется как "профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели".

Социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и реализацию мер по социальной защите всего населения.

То есть она, в конечном счете, направлена на обеспечение минимально достаточных условий жизни, на удовлетворение потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Многообразие деятельности социального работника вытекает из его функций. Традиционно в специальной литературе выделяют следующие функции: - диагностическая; - прогностическая; - предупредительно-профилактическая (превентивная); - социально-терапевтическая; - организационно-коммуникативная; - правозащитная; - социально-медицинская; - социально-бытовая; - психологическая.

Но деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Чтобы представлять более отчетливо, к каким профессиональным ролям должен быть готов специалист, каких навыков от него ждут, обратимся к результатам проведенных исследований. В литературе роль понимается как культурно-детерминированная модель поведения. Сидоров В. Н. предлагает объединить ролевые репертуары зарубежгых и отечественных социальных работников в шесть групп.

Группа практических ролей - учитель социальных умений- консультант- агент по вопросам социальных изменений- аниматор- социальный менеджер-помощник клиента- уличный работник

Группа посреднических ролей - брокер социальных услуг- управляющий делами клиента- защитник прав и интересов клиента

Группа управленческих ролей - руководитель рабочей нагрузки- лидер команды- руководитель персонала- администратор

Группа исследовательских ролей - эксперт- аналитик- исследователь

Группа сервисных ролей - преподаватель- руководитель полевой практики- супервизор

Группа латентных ролей(Латентный - имеющий место быть, но в скрытом, затаенном, явно непризнаваемом виде.) - хранитель господствующего порядка- подрыватель государственных устоев- брокер в серых тонах- козел отпущения- донор- потенциальный угнетатель-всезнайка- униженный проситель

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зимняя И. А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:

Каждая профессиональная роль специалиста включает перечень функций, что предполагает соотнесение умений и навыков, необходимых специалисту, с каждой функцией и с каждой профессиональной ролью.

Функции социального работника - это его деятельность. Навыки, обязанности, решаемые задачи, обусловленные профессиональной спецификой.

Сидоров В. Н. выделил два подхода к описанию профессиональной деятельности социального работника посредством функций: спектральный и процессуальный.

Спектральный подход заключается в том, что конкретные ролевые действия социального работника представлены в виде некоторого спектра реализуемых им функций:

(Роли - Исполняемые функции)

Процессуальный подход основывается на выделении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентами. Этот процесс имеет вид "оценка - прогноз - преобразование". Сидоров В. Н. объединяет основные функции в два класса: базисные и специальные:

(Классы - Функции)

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте характеристику функций с точки зрения спектрального и процессуального подходов. 2. Раскройте взаимосвязь ролей и функций социального работника.