Тема 3. Функционально-ролевой репертуар социального работника
Социальная работа понимается в литературе как профессиональная деятельность, которая помогает людям, организациям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
На Западе социальная работа определяется как "профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели".
Социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и реализацию мер по социальной защите всего населения.
То есть она, в конечном счете, направлена на обеспечение минимально достаточных условий жизни, на удовлетворение потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.
Многообразие деятельности социального работника вытекает из его функций. Традиционно в специальной литературе выделяют следующие функции: - диагностическая; - прогностическая; - предупредительно-профилактическая (превентивная); - социально-терапевтическая; - организационно-коммуникативная; - правозащитная; - социально-медицинская; - социально-бытовая; - психологическая.
Но деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Чтобы представлять более отчетливо, к каким профессиональным ролям должен быть готов специалист, каких навыков от него ждут, обратимся к результатам проведенных исследований. В литературе роль понимается как культурно-детерминированная модель поведения. Сидоров В. Н. предлагает объединить ролевые репертуары зарубежгых и отечественных социальных работников в шесть групп.
Группа практических ролей - учитель социальных умений- консультант- агент по вопросам социальных изменений- аниматор- социальный менеджер-помощник клиента- уличный работник
Группа посреднических ролей - брокер социальных услуг- управляющий делами клиента- защитник прав и интересов клиента
Группа управленческих ролей - руководитель рабочей нагрузки- лидер команды- руководитель персонала- администратор
Группа исследовательских ролей - эксперт- аналитик- исследователь
Группа сервисных ролей - преподаватель- руководитель полевой практики- супервизор
Группа латентных ролей(Латентный - имеющий место быть, но в скрытом, затаенном, явно непризнаваемом виде.) - хранитель господствующего порядка- подрыватель государственных устоев- брокер в серых тонах- козел отпущения- донор- потенциальный угнетатель-всезнайка- униженный проситель
Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зимняя И. А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:
Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа "определитель клиента"
Брокер - социальный работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.
Посредник, "буфер" - социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.
Адвокат, защитник - социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей.
Оцениватель - социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия.
Мобилизатор - социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
Учитель - социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.
Корректор поведения - социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
Консультант - социальный работник, который действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.
Проектант сообществ - социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.
Менеджер информации - социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.
Администратор - социальный работник, который управляет учреждением, программой, проектом или социальной службой.
Практик - социальный работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).
Каждая профессиональная роль специалиста включает перечень функций, что предполагает соотнесение умений и навыков, необходимых специалисту, с каждой функцией и с каждой профессиональной ролью.
Функции социального работника - это его деятельность. Навыки, обязанности, решаемые задачи, обусловленные профессиональной спецификой.
Сидоров В. Н. выделил два подхода к описанию профессиональной деятельности социального работника посредством функций: спектральный и процессуальный.
Спектральный подход заключается в том, что конкретные ролевые действия социального работника представлены в виде некоторого спектра реализуемых им функций:
(Роли - Исполняемые функции)
Брокер общественных услуг - оценка положения клиента- оценка необходимых ресурсов- предоставление информации- посредничество в сервисном обслуживании- защита клиента
Учитель социальных умений - обучение социальным и повседневным жизненным навыкам- помощь в изменении поведения- включение превентивных мер
Консультант - психосоциальная оценка и диагностика- стабилизация образа жизни клиента- социальное лечение- исследовательская работа
Управляющий делами клиента - оценка имущества клиента- планирование услуг- связь с необходимыми сервисными службами- контроль за доставкой услуг клиентам- защита клиента
Руководитель рабочей нагрузки - планирование сервисных услуг- распределение времени по оказанию услуг- контроль за качеством обеспечения сервисными услугами- обработка информации
Администратор - управление- внутренняя и внешняя координация- подготовка целевых программ- оценка программ
Руководитель персонала - обучение служащего- управление персоналом- контроль- консультирование
Агент по вопросам социальных изменений - политический анализ и решение социальных проблем- мобилизация общественного участия в социальных процессах- общественная защита- развитие общественных ресурсов
Процессуальный подход основывается на выделении функций социального работника как части процесса его профессионального взаимодействия с клиентами. Этот процесс имеет вид "оценка - прогноз - преобразование". Сидоров В. Н. объединяет основные функции в два класса: базисные и специальные:
(Классы - Функции)
Базисные функции
диагностическая (оценочная)
прогностическая
преобразовательная
Специальные функции
коммуникативная
организаторская
правозащитная
превентивная
психотерапевтическая
рекламно-пропагандистская
социально-медицинская
социально-педагогическая
социально-экономическая
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте характеристику функций с точки зрения спектрального и процессуального подходов. 2. Раскройте взаимосвязь ролей и функций социального работника.
- Тема 1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина
- Тема 1 теория социальной работы как наука и учебная дисциплина
- 1.1. Особенности современного этапа российской социальной работы.
- 1.2. Динамика целей социальной работы.
- 2.1. Характеристика объекта и предмета социальной работы.
- 2.2. Клиент как объект социальной работы.
- 2.3. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы.
- 2.4. Закономерности социальной работы.
- 2.5. Принципы социальной работы.
- 2.6. Методы социальной работы.
- Тема 3. Функционально-ролевой репертуар социального работника
- Тема 4 типы теорий и моделей социальной работы
- Тема 5 социальные проблемы современной семьи
- 5.1 Функции семьи.
- 5.2.Обеспечение активной поддержки семьи.
- 5.3. Обеспечение фостерского ухода (приемная, воспитательная семья)
- Тема 6 бездомность в россии: проблемы и решения
- 6.1. Понятие и причины бездомности.
- 6.2. Миграция как социальная проблема.
- 6.3. Беженцы.
- 6.4. Организация и сопровождение групп самопомощи для семей беженцев и вынужденных переселенцев.
- 6.5. Бродяжничество.
- 6.6. Детская беспризорность или юные бомжи.
- Тема 7 социальная работа с пожилыми людьми
- 7.1. Обслуживание пожилых людей.
- 7.2. Социальные стереотипы восприятия пожилых людей в обществе.
- 7.3. Социально-демографическая ситуация в Кузбассе.
- 7.4. Проблемы старшего поколения в Кемеровской области с позиции местных властей.
- 7.5. Комплексное социальное обслуживание пожилых людей.
- 7.6. Виды социального обслуживания пожилых людей.