2.1. Характеристика объекта и предмета социальной работы.
Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечают Григорьев С. И. и Гуслякова Л. Г., самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.
Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы данной наукой. Процессы и явления такой области составляют объект науки. Исследуя социальные явления, процессы и отношения, теория социальной работы по своему объекту относится к общественным наукам, но связана с экологией, психологией, медициной, педагогикой - носит междисциплинарный характер.
Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук: философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, "срез", определенного типа отношения. То, что является предметом науки.
Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе.
Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.
В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.
В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. В словаре-справочнике по социальной работе отмечено: "Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе".
Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователямирассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы (3). Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы (7, с. 41).
Часть специалистов (1) в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.
Зимняя И. А. связывает границы объекта и предмета теории социальной работы с понятием "социальное взаимодействие". Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой - влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы. Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.
- Тема 1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина
- Тема 1 теория социальной работы как наука и учебная дисциплина
- 1.1. Особенности современного этапа российской социальной работы.
- 1.2. Динамика целей социальной работы.
- 2.1. Характеристика объекта и предмета социальной работы.
- 2.2. Клиент как объект социальной работы.
- 2.3. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы.
- 2.4. Закономерности социальной работы.
- 2.5. Принципы социальной работы.
- 2.6. Методы социальной работы.
- Тема 3. Функционально-ролевой репертуар социального работника
- Тема 4 типы теорий и моделей социальной работы
- Тема 5 социальные проблемы современной семьи
- 5.1 Функции семьи.
- 5.2.Обеспечение активной поддержки семьи.
- 5.3. Обеспечение фостерского ухода (приемная, воспитательная семья)
- Тема 6 бездомность в россии: проблемы и решения
- 6.1. Понятие и причины бездомности.
- 6.2. Миграция как социальная проблема.
- 6.3. Беженцы.
- 6.4. Организация и сопровождение групп самопомощи для семей беженцев и вынужденных переселенцев.
- 6.5. Бродяжничество.
- 6.6. Детская беспризорность или юные бомжи.
- Тема 7 социальная работа с пожилыми людьми
- 7.1. Обслуживание пожилых людей.
- 7.2. Социальные стереотипы восприятия пожилых людей в обществе.
- 7.3. Социально-демографическая ситуация в Кузбассе.
- 7.4. Проблемы старшего поколения в Кемеровской области с позиции местных властей.
- 7.5. Комплексное социальное обслуживание пожилых людей.
- 7.6. Виды социального обслуживания пожилых людей.