7.2. Социальные стереотипы восприятия пожилых людей в обществе.
Сущность социальной работы с людьми "третьего возраста" заключается в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей. А так же сюда следует отнести и формирование благоприятного образа пожилого человека в обществе.
Согласно классификации ООН государство считается молодым, если доля пожилых людей (старше 65 лет) составляет 4%, а старым - если эта доля составляет 7 %.. В 1996 году в России насчитывалось 12% пожилых людей.
Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, так как во всем мире увеличивается продолжительность жизни людей. При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.
Переход человека в группу пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д., значительно меняется образ жизни людей.
В литературе выделяют четыре группы проблем, которые являются следствием старения современного общества.
Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики как: - показатель рождаемости; - продолжительность жизни, и особенно, верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их; - распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений; - отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей - пенсионеров; - уровень производительности труда.
Во-вторых, произойдут существенные изменения в сфере социальных отношений; - в структуре семейно-родственных отношений; - в системе поддержки друг друга разных поколений; - в характере выбора будущей профессии; - в структуре потенциальной занятости.
В-третьих, изменения демографической структуры отразятся на рынке труда: - изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношения общества к трудовой деятельности; - возникает необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте; - изменится отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности как таковой и к проблеме выхода на пенсию; - возникает вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте; - изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, так как женщин пожилого возраста значительно больше, чем мужчин; - увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения; - изменится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению; - повысятся возрастные границы выхода на пенсию.
В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что: - расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, умения, навыки, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями; - пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества как на макро-, так и на микроуровнях; - изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг; - произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
В литературе, в выступлениях на конференциях подчеркивается необходимость изменения жизненного курса в стареющем обществе - и прежде всего, за счет увеличения разнообразных социальных ролей и видов социальной активности.
Проводимые в ряде регионов страны исследования "социальных установок пожилых людей" выявили проблемы лиц старшего возраста:
Фрустрация сознания, преобладание пессимистических взглядов на жизненные перспективы;
Негативное отношение в нынешней власти ("раньше жизнь была лучше");
Высокий уровень субъективного интереса к политике государства и низкая оценка возможности воздействовать на нее;
Неудовлетворенность жизнью;
Наличие заниженных стандартов жизни: бедность, маргинальность воспринимаются как данность.
Возможности и способности пожилых людей приносить материальные и духовные блага обществу и тем более стать определенным фактором его развития зависят от того, готово ли общество изменить стереотипное отношение к пожилым людям и социально защитить их.
Молодым кажется, что старость - состояние полусуществования. Они боятся утратить энергию, независимость, гибкость, сексуальность, физическую подвижность, память и даже интеллект. По их мнению, потеря этих качеств обязательно сопутствует старению. По результатам опросов населения, которые включали и пожилых людей, выяснилось, что существуют как позитивные, так и негативные представления о стариках, влияющие на отношение к ним в обществе. Эти стереотипы мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями, и может приводить к социальным установкам и действиям, которые отбивают у них охоту принимать участие в коллективном труде и проведении досуга.
Винтор К. называет целый ряд стереотипных представлений о пожилых людях (с. 45-46):
Все старики похожи друг на друга.
Пожилые люди социально изолированы.
Большинство из них имеет слабое здоровье.
Увольнение с работы порождает проблемы больше для мужчин, чем для женщин.
Большинство старых людей изолированы от своих семей.
Старики не интересуются половой жизнью или не способны к ней.
Старый человек не может учиться.
Умственные качества с возрастом ухудшаются.
В данном перечне даны лишь негативные представления о пожилых людях, и нет смысла отрицать их существование, и преобладание над позитивными стереотипами.
Существует также классификация Крайга, где, в отличие от Винтора, представлены как негативные, так и позитивные стереотипы, сложившиеся в обществе по отношению к пожилым людям (с.387-389).
Примеры заблуждений, основанных на негативных стереотипах:
Большинство старых людей бедны.
Большинство стариков не могут свести концы с концами из-за инфляции.
У большинства старых людей есть жилищные проблемы.
Старые люди, как правило, слабые и больные.
Старики не являются политической силой и нуждаются в защите.
Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых работников выше, чем у остальных.
Старые люди медленнее соображают и у них хуже помять, у них ниже способность к обучению.
Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закостенели в своих привычках и не способны их менять.
Большинство старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества.
Большинство стариков содержатся в домах престарелых
Примеры заблуждений, основанных на позитивных стереотипах:
Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. Работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями.
Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много.
Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы.
Большинство старых людей отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью. Они интересные люди.
Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям.
Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.
Рассматриваемые стереотипы представляют собой мозаику из реальности и фантазий. Некоторые проблемы только отчасти связаны с возрастом; старики далеко не всегда беспомощны, больны, одиноки. Негативные стереотипы не только внушают молодежи страх перед старостью, они держат в своей власти и самих стариков. Опросы показали, что они более высокого мнения о своем собственном экономическом и социальном положении, чем население в целом. В то же время они убеждены, что принадлежат к тем немногим счастливчикам, которым удалось избежать несчастной участи большинства стариков.
- Тема 1. Теория социальной работы как наука и учебная дисциплина
- Тема 1 теория социальной работы как наука и учебная дисциплина
- 1.1. Особенности современного этапа российской социальной работы.
- 1.2. Динамика целей социальной работы.
- 2.1. Характеристика объекта и предмета социальной работы.
- 2.2. Клиент как объект социальной работы.
- 2.3. Понятийно-категориальный аппарат социальной работы.
- 2.4. Закономерности социальной работы.
- 2.5. Принципы социальной работы.
- 2.6. Методы социальной работы.
- Тема 3. Функционально-ролевой репертуар социального работника
- Тема 4 типы теорий и моделей социальной работы
- Тема 5 социальные проблемы современной семьи
- 5.1 Функции семьи.
- 5.2.Обеспечение активной поддержки семьи.
- 5.3. Обеспечение фостерского ухода (приемная, воспитательная семья)
- Тема 6 бездомность в россии: проблемы и решения
- 6.1. Понятие и причины бездомности.
- 6.2. Миграция как социальная проблема.
- 6.3. Беженцы.
- 6.4. Организация и сопровождение групп самопомощи для семей беженцев и вынужденных переселенцев.
- 6.5. Бродяжничество.
- 6.6. Детская беспризорность или юные бомжи.
- Тема 7 социальная работа с пожилыми людьми
- 7.1. Обслуживание пожилых людей.
- 7.2. Социальные стереотипы восприятия пожилых людей в обществе.
- 7.3. Социально-демографическая ситуация в Кузбассе.
- 7.4. Проблемы старшего поколения в Кемеровской области с позиции местных властей.
- 7.5. Комплексное социальное обслуживание пожилых людей.
- 7.6. Виды социального обслуживания пожилых людей.