logo
13

Лекция 13 Роль семьи в социальном формировании личности.

  1. Семья как фактор социализации личности. Функции семьи. Динамика семьи.

  2. Содержание и методы семейного воспитания.

  3. Личность родителей.

  4. Виды неправильного воспитания в семье.

  5. Как работать с родителями.

  1. Семья как фактор социализации личности. Функции семьи. Динамика семьи.

Важнейшим фактором социализации личности является родительская семья. Семья - это группа людей - социально санкционированная, относительно постоянная, объединенная по крови, браку или усыновлению детей, живущих вместе и экономически связанных между собой. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

По определению Н.Я. Соловьева, «семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками и ведущими одно хозяйство». Нет необходимости говорить о том, какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются ее функции, структура и динамика.

Основные функции современной семьи.

Как социальный институт семья выполняет определенные функции, являющиеся, по сути, сферами ее жизнедеятельности. Каждую функцию семьи можно рассматривать как с точки зрения ее общественной значимости, так и с точки зрения семейной самоценности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности. Доминирование одних функций и смещение на второй план других формирует индивидуальный «рисунок» семьи, различающихся по ценностным ориентациям. Охарактеризуем индивидуальное и общественное значение важнейших функций семьи.

Сфера семейной деятельности

Общественная функция

Индивидуальная функция

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитания

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услугу)

Сфера первичного социального контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми

Формирование и поддержка правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально-статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей людей в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

Существует достаточное количество факторов, нарушающих реализацию семейных функций, которые можно объединить в три группы:

Факторы, нарушающие жизнедеятельность семьи, настолько «сплетены» между собой, что зачастую отделить одни обстоятельства от других, выделить какие-то из них не представляется возможным. Например, нарушение реализации воспитательной функции можно связать с неполным составом семьи, недостаточным уровнем знаний и навыков родителей по воспитанию детей, негативные отношения между родителями, конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам, касающимся жизнедеятельности семьи), вмешательство со стороны родственников в воспитание детей и т.п.

Структура семьи позволяет определить то, каким образом распределены обязанности и права между ее членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение.

С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи (централизованный авторитарный стиль), семьи, где все ее члены принимают участие в решении тех или иных проблем (демократическая система отношений). Наилучшие отношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля взаимодействия. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведения ребенка направляется в этом случае последовательно и в месте с тем гибко и рационально:

Динамика семьи.

Структура и функции семьи изменяются на различных этапах ее жизнедеятельности. Существует несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста. У нас получила большое распространение периодизация Э.К. Васильевой, которая включает три стадии жизненного цикла и отражает динамику развития семей, имеющих детей:

  1. Зарождение семьи (с момента заключения брака до рождения первого ребенка). Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных или вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно. Отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.

  2. Рождение и воспитание детей - это этап основного жизненного цикла семьи. Сложившаяся зрелая семья включает в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи в это время наблюдается наибольший расцвет хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами стоит задача сохранения эмоционально-духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья (формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений). В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно-эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается как наиболее важная задача в этот период.

  3. Завершение жизнедеятельности семьи - этот период включает в себя следующие моменты: окончание выполнения семьей воспитательной функции, начало трудовой деятельности детей, начало самостоятельной семейной жизни детей и забота старшего поколения о подрастающем. Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возраста. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. Старшие члены семьи принимают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми, появляются новые роли «бабушек и дедушек», особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых порах своей второй семейной жизни перекладывается на старшее поколение, завершение основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особую роль на этом этапе играет чувство своей нужности, значимости для детей и близких.