2. Содержание и методы семейного воспитания.
Семья - первичная ячейка общества, она является той средой, в которой с наибольшим успехом осуществляется воспитательное влияние на детей в раннем возрасте. Здесь они получают первые представления об окружающем, первый социальный опыт. Дома у родителей и детей очень много точек соприкосновения, шире возможности воздействия на детей в многообразных жизненных условиях. Кроме того, семейный коллектив - более стабилен, чем, например, школьный и спортивный коллективы. Вместе с тем семья также объединяет людей, различных по возрасту, опыту и профессиям. Чем богаче жизненный и социальный опыт членов семьи, выше культура и лучше взаимоотношения, тем сильнее семья может оказать благотворное влияние на воспитание детей. Любовь родителей друг к другу, к детям, отношения привязанности, уважения и доверия, формируют чувства ребенка, его нравственные качества. Дети и сами укрепляют внутрисемейные связи: расширяют круг интересов семьи, обогащают ее эмоциональные переживания.
Тон семейной жизни - важнейшее условие воспитания. Родители должны ясно представлять, кого им надо воспитать, в каких людях нуждается общество, какой человек может принести пользу и радость семье и людям.
Воспитывать одного ребенка гораздо труднее, нежели нескольких детей. Все внимание концентрируется на нем, боязнь потерять единственного ребенка, зачастую, приводит к слепой любви и как следствие – неадекватность оценки ребенка, его действий и поступков, педагогических требований к нему. В семье с несколькими детьми забота распределяется между ними, дети привыкают к коллективу. Жизнь в такой семье открывает перед ребенком возможность упражняться в различных ценных человеческих отношениях: любовь к старшему брату или сестре, любовь к младшим, умение поделиться, разделить с ними радость и огорчение, умение уступить и другое.
Тяжело сказывается на самочувствии детей отсутствие в семье отца или матери. Это в известной мере нарушает внутрисемейные связи и отношения, воспитание детей происходит в более сложной обстановке. Пагубно действуют на детей конфликты родителей, уход из семьи отца или матери, особенно если он сопровождается оскорблениями, склоками, сведениями счетов. Все это подрывает самые основы семейного воспитания.
Специфическим для семейного воспитания является непосредственное влияние примера родителей, их отношение ко всему окружающему: к своим обязанностям, труду, происходящим событиям. Их мнение всегда оказывает большое влияние на детей, на их поступки. Известно, что уже младшие школьники больше всего ценят в своих родителях такие моральные качества как целеустремленность, настойчивость, выдержку, честность, справедливость, готовность помочь людям, мужество, трудолюбие, аккуратность, умение держать данное слово, вежливость, любовь к знаниям, доброту, общительность.
Важным и сложным вопросом семейного воспитания является формирование материальных и духовных потребностей детей. Некоторые родители считают, что их задачей является удовлетворение только материальных потребностей, все остальное - забота школы. Однако это мнение ошибочно. Необходимо раскрывать перед ребенком материальные возможности семьи, нужды ее отдельных членов, приучать ребенка отказываться от удовлетворения своих потребностей в пользу близких, особенно отца или матери. Широта духовных потребностей семьи обеспечивает формирование кругозора детей и подростков, воспитывает стремление быть приобщенным к достижениям мировой культуры: музыке, изобразительному искусству и проч.
Задачей семейного воспитания является привитие детям любви к труду, потребностей трудиться, формирование трудовых навыков. Бытовой труд прививает различные навыки нужные человеку: санитарно-гигиенические, культурные, привычку к точности и аккуратности, эстетические потребности, сообразительность и ответственность. Трудом детей надо руководить. Когда ребенок прекращает работу из-за незначительных трудностей, надо ему вовремя помочь. Если ему не помочь, не подсказать, как преодолеть трудность, то может возникнуть апатия к работе. В одних случаях требуется показ рациональных приемов, в других - помощь в выборе действий, соразмерных с силами и возможностями ребенка. Многим трудовым действиям можно научить, показав, как выполнять эту работу сами родители. Немаловажную роль в воспитании положительного отношения к труду играют беседы в семье о труде взрослых, о мастерах своего дела, об увлеченной творческой работе взрослых. В семье формируется правильное отношение к учению. Привычки, навыки, необходимые в учении, такие как привычки внимательно слушать, точно и аккуратно выполнять указания взрослых, доводить начатое дело до конца - все это формируется еще до поступления в школу.
Большое значение имеют взаимоотношения родителей с детьми. Это сложный вопрос при решении которого первостепенное значение приобретает мера строгости и ласки, степень вмешательства в жизнь ребенка, доля его самостоятельности и свободы. Это чувство меры - не природный дар родителей, а результат правильного решения ими главного вопроса: «Кого мы воспитываем?» - безвольного или волевого человека, самостоятельного и независимого или не способного к действию и т.д..
Следующее условие – знание ребенка, понимание его возрастных и индивидуальных особенностей. Для детей младшего школьного возраста родители являются непререкаемым авторитетом, родительские указания воспринимаются как нечто обязательное. В подростковом возрасте процесс выработки своего взгляда, собственных мнений и оценок требует зачастую изменения тона взаимоотношений: совет вместо приказа, поручение, рассчитанное на проявление инициативной ответственности. В юношеском возрасте тактичность в отношениях, чуткость к переживаниям юноши или девушки, умелое сочетание руководства взрослых с самостоятельностью старшего школьника определяют воспитательный успех.
Уважение к детям в любом возрасте - обязательное условие, обязательное требование семейного воспитания. Недопустимые какие-либо меры воздействия, оскорбляющие личности. Ненужные запрещения, замечания при посторонних людях беспринципная защита ребенка, когда он виноват, как и напрасное обвинение - все это одинаково вредно.
Есть какие-то пределы самостоятельности, они не исключают требований к ребенку в любом возрасте, не исключают признание авторитета взрослого.
Уважение ребенка - это признание его личности, человеческого достоинства, проявление веры в его возможности и силы, доверия к нему. Дети очень тяжело переносят недоверие к ним, мелочный контроль, подозрительность, обман, неискренность. Они остро переживают пренебрежительное к ним отношение.
Особое воспитательное значение приобретают складывающиеся в каждой семье традиции жизни и быта. Семейные традиции обладают особенной воспитательной силой и складываются, казалось бы, иногда, из мелочей – приветствовать друг друга утром, ужинать всей семьей, совместно ухаживать за пожилыми членами семьи (бабушками, дедушками), праздновать дни рождения и прочее.
И, наконец, важное значение в семейном воспитании играет предъявление требований.
Надо следить, чтобы у детей в семье не оставались невыполненными требования взрослых, разумность которых ребенку должна быть очевидна, чтобы у детей не накапливался опыт непослушания.
Приучить детей к выполнению требований можно при соблюдении ряда условий:
требование должно касаться различных сторон жизни ребенка в семье, его учение, отношение к обязанностям, культуре поведения;
должна быть воспитана готовность к выполнению требований;
требования должны быть хорошо продуманны с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;
требования должны быть едины (распространяться на всех детей и одинаково истолковываться родителями).
Большим преимуществом в семье является то, что она может обеспечить добровольность выполнения требований - это обуславливается установившимися отношениями взаимного уважения между членами семьи и справедливым распределением обязанностей. Однако требования не могут быть всегда одинаковыми, они модифицируются с естественными изменениями в семье, в связи с возрастом детей и повышением уровня их воспитанности.