4. Виды неправильного воспитания в семье
Изменение характера в негативную или позитивную сторону как следствие социальных и психических воздействий не вызывает сомнений. Важным фактором в этом воздействии является семья. Именно семья закладывает основные жизненные установки развивающейся личности, именно в семье возможно более глубокое понимание и коррекция поведения ребенка. Постоянная семейная атмосфера может оказывать и положительное и отрицательное воздействие.
Параметры неправильного воспитания в семье:
непонимание детей (или нежелание их понимать);
непринятие детей (индивидуальных, личностных особенностей, особенностей поведения, характера и проч.);
несоответствие требований и ожиданий к детям;
негибкость (в учете ситуации, обстоятельств ситуации; несвоевременный отклик; фиксация проблем в сознании; трафаретность мышления и проч.);
неравномерность отношения к детям в разные годы жизни;
непоследовательность в обращении;
несогласованность отношений между родителями.
Отрицательное влияние семейного воспитания может быть различным:
1. Гипопротекция.
Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью. Чаще всего это выражается недостатком опеки и контроля за поведением детей. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что подросток оказывается совершенно заброшенным – не накормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях.
Гипопротекция проявляется чаще всего недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей делам, волнениям, увлечениям подростка. В духовной жизни подросток оказывается предоставленным самому себе.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как - будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут лишь в отношении его лишь тягостные для них обязанности, что на деле они были бы рады от них освободиться.
Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описанным далее эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль старших и начинает тайно от них жить своей жизнью.
Для подростков опасность отсутствия надзора, постоянного твердого руководства, даже принуждение к занятиям, учебе, труду не вызывает сомнений. Предоставленные себе, они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, все дни проводить на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях и т.д.