2. Потворствующая гипопротекция
Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению.
Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслуженного наказания.
В итоге, оставшись бес такого родительского покровительства, подростки не могут приспособится к жизни. В воспитательных учреждениях со строгим режимом они быстро обнаруживают склонность к истерическим реакциям.
3. Доминирующая гиперпротекция.
Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой мыслью вырастает в систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.
Например, за 16-летним подростком его бабушка ежедневно, крадучись, следовала от дома до школы, затем ожидала в подъезде дома напротив школы окончания уроков и так же тайно сопровождала его домой, выясняясь с кем он идет, не курит ли по дороге, не заходит ли куда и т.д.
Непрерывные запрещения, невозможность никогда принимать собственного решения пугают подростка, создают у него впечатления, что ему все нельзя, а его сверстникам «все можно».
Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте, разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.
Наибольшие трудности возникают для них, когда они становятся взрослыми, когда жизнь начинает требовать от них самостоятельности.
4. Потворствующая гиперпротекция.
В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование по типу «кумира семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в черезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взоры, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.
Для создания феномена «кумир семьи» нет необходимости быть объектом внимания множества глаз влюбленных в него домочадцев. Семья может состоять всего из двоих - например, обожающей до безумия своего ребенка одинокой матери, во всем ему потакающей, спешащей скорей во всем угодить, беспрестанно любующейся им, и подростка, с ранних лет привыкшего получать все, что ему захочется, не задумываясь над тем, что это матери стоит.
Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны с детства утверждается желание всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежным становится высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработки навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими.
5. Эмоциональное отвержение.
При этом виде воспитания ребенок и подросток постепенно ощущают, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было лучше, свободнее и привольнее.
Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой – брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»).
Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль, даже возмущаются, если им указывается на это.
Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
6. Условия жестоких взаимоотношений.
Эти условия нередко считаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может провялятся открыто – суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более тем, что на ребенке «срывают зло» за других. Жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка или подростка – они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя могут быть скрыты от посторонних взоров.
Это душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи – незримая стена между ними, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни участия – все это может быть без громких скандалов, без драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.
Система жестоких взаимоотношений может культивироваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных. Тирания вожаков, издевательства сильных над слабыми и робкими, понуждение к неблаговидным действиям, расправы за неподчинение, раболепие одних и мучение других – все это легко процветает, если воспитательная работа отличается формализмом.
7. Повышенная моральная ответственность.
В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого.
В другом случае, условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или большими и беспомощными членами семьи.
Почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении повышенных родительских эспектаций или возложенных на них трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи в этих случаях не оказывают на них надламывающего действия.
8. Воспитание в атмосфере культа болезни.
Преувеличение заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела является одной из форм доминирующей гиперпротекции.
В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего рода установок с завышенными притязаниями («вы во всем должны идти на встречу»). На любые трудности становится ведущим исторический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.
9. Противоречивое воспитание.
Члены семьи в таких случаях (отец, мать, дед или бабка и т.д.) применяют не совместимые воспитательные подходы к подростку, порой противоречивые требования.
При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны матери; эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабки.
Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая большой риск для удара по слабым сторонам его характера. Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания.
10. Воспитание вне семьи.
Само по себе воспитание вне семье, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расстаться с семьей и жить среди сверстников – это способствует развитию самостоятельности.
Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.
Отрицательным психогенным фактором является встречающиеся недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений. Особенно неблагоприятно сказываются сочетание чрезмерно строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающем отдушину для скрытой безнадзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.
Устранить все эти дефекты интерната во много раз труднее, чем в семье, дополненное, расширенное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности.