1. Придворная жизнь в германии
Следуя примеру Людовика XIV во Франции, огромное большинство немецких княжеских дворов, в то время особенно многочисленных, вело расточительную жизнь, полную мишуры и блеска, которая была обратно пропорциональна величине и производительности больших и маленьких земель. История княжеских дворов XVIII столетия принадлежит к самым отвратительным главам истории. Владетельные лица старались превзойти друг друга пустым тщеславием, сумасшедшей расточительностью и дорогими военными играми. Но самое невероятное совершалось в области безудержного разврата. Трудно сказать, какому из многочисленных немецких дворов принадлежит пальма первенства во всех этих излишествах и порче общественной нравственности. Сегодня это был один двор, завтра - другой, но ни одно из немецких государств не было пощажено в этом отношении. Дворяне следовали примеру князей, а бюргеры столичных городов в свою очередь подражали дворянам. Если дочь бюргерской семьи имела счастье понравиться высокому господину при дворе или даже князю, то в девятнадцати случаях из двадцати она считала себя в высшей степени осчастливленной этой милостью, а ее семья была готова сделать ее дворянскою или княжескою любовницей. То же самое происходило и в большинстве дворянских семей, если какая-нибудь из их дочерей вызывала к себе благосклонное отношение князя. Бесхарактерность и бесстыдство овладели широкими кругами.
Всего хуже обстояло дело в двух главных немецких городах, в Вене и Берлине. В Вене, этой немецкой Капуе, царствовала, правда, большую часть столетия строгая в нравственном отношении Мария-Терезия, но она была бессильна по отношению к выходкам богатого, погрязшего в чувственных наслаждениях дворянства и подражавших ему бюргерских кругов. Учрежденные ею комиссии целомудрия, при помощи которых была организована целая система шпионства, вызывали отчасти раздражение, отчасти и смех. Успех был равен нулю. В беззастенчивой Вене во второй половине XVIII столетия ходили поговорки вроде таких. «Должно любить своего ближнего, как самого себя, то есть должно любить жену другого, как свою собственную»; или: «Если жена идет направо, муж может идти налево. Если она берет себе ухажера, он ищет себе подругу». Как беззастенчиво-легкомысленно думали в то время о браке и о нарушении супружеской верности, видно из письма поэта фон Клейста, которое он в 1751 году послал своему другу Глейму. Там мы читаем следующее: «Вы знаете уже авантюру маркграфа Генриха. Он послал свою супругу в деревню и хочет с ней развестись, так как он застал у нее в постели принца голштейнского... Маркграф сделал бы лучше, если бы промолчал об этом происшествии, вместо того чтобы заставлять говорить о себе весь Берлин и полсвета. Кроме того, не следует сердиться на такую естественную вещь, в особенности таким, как маркграф, который и сам не так тверд в вере. Отвращение совершенно неизбежно в браке, и все мужчины и женщины своим воображением о других милых лицах принуждаются к неверности. Как можно наказывать за то, к чему человек принуждается?» О нравах Берлина английский посланник лорд Мальмсбери писал в 1772 году следующее: «Полная нравственная развращенность охватила оба пола всех классов, к этому присоединяется еще нужда, которая необходимым образом вытекает отчасти из того, что нынешний король увеличил податное обложение, отчасти из того, что он унаследовал от своего деда любовь к роскоши. Мужчины с ограниченными средствами ведут расточительную жизнь, а женщины - гарпии без всякого стыда. Они отдаются тому, кто лучше платит, чувство нежности и истинная любовь им неизвестны».
Хуже всего дело обстояло в Берлине при Фридрихе-Вильгельме II, царствовавшем с 1786 по 1797 год. Он показывал своему народу самый худой пример. Его придворный священник Цёльнер унизился даже до того, что при жизни первой жены повенчал его с его любовницей Юлией фон Фосс. Когда последняя вскоре после этого умерла от родов, Цёльнер снова повенчал его с другой любовницей, графиней Софьей фон Дёнгоф. Подобные же вещи еще до Фридриха-Вильгельма II позволяли себе и другие немецкие государи. В конце июля 1706 года герцог Эбергард-Людвиг Вюртембергский при живой первой жене приказал повенчать себя со .своей любовницей Гревениц, которую еще до сих пор называют в Вюртемберге «развратительницей страны». Брак заключил молодой священник Пфелер из Мюлена. Двоюродный брат Эбергарда-Людвига, герцог Леопольд-Эбергард Мемпельгардский, пошел еще дальше: у него были одновременно три жены, из которых две, сверх того, были сестрами. Из своих тринадцати детей двух он повенчал между собой. Поведение этих отцов страны вызывало, правда, большое негодование в среде их подданных, но этим дело и ограничилось. Только по отношению к герцогу Вюртембергскому императорское вмешательство в 1708 году заставило признать брак с Гревениц недействительным. Но она вскоре затем вступила в фиктивный брак с одним опустившимся графом Вюрбенским и оставалась потом еще двадцать лет любовницей герцога и «развратительницей страны» для швабов.
- Женщина и социализм государственное издательство политической литературы Москва 1959
- Отдел первый
- 2. Формы семьи
- 3. Материнское право
- 1. Возникновение отцовского права
- 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
- 3. Законные жены и гетеры в афинах
- 4. Остатки материнского права в нравах разных народов
- 5. Возникновение государственного порядка.
- 1. Положение женщины у германцев
- 2. Феодализм и право первой ночи
- 3. Расцвет городов. Монашество и проституция
- 4. Рыцарство и поклонение женщине
- 1. Лютер
- 2. Последствия реформации. Тридцатилетняя война
- 1. Придворная жизнь в германии
- 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
- 3. Французская революция и крупная промышленность
- Отдел второй
- 1. Половое влечение
- 2. Безбрачие и частые самоубийства
- 1. Брак как призвание
- 2. Уменьшение деторождений
- 3. Денежный брак и биржа браков
- 1. Рост расторжений браков
- 2. Буржуазный и пролетарский брак
- Глава десятая
- 1. Уменьшение числа вступлений в брак
- 2. Детоубийство и вытравление плода
- 3. Воспитание для целей брака
- 4. Бедствия современной супружеской жизни
- 1. Численное соотношение полов
- 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
- 1. Проституция и общество
- 2. Проституция и государство
- 3. Торговля девушками
- 4. Рост проституции. Внебрачные матери
- 5. Преступления против нравственности 'и венерические болезни
- Глава тринадцатая
- 1. Развитие и распространение женского труда
- 2. Фабричная работа замужних женщин.
- 1. Революция в домашней жизни
- 2. Духовные способности женщины
- 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
- 4. Дарвинизм и состояние общества
- 5. Женщина и свободные профессии
- 1. Борьба за гражданское равноправие
- 2. Борьба за политическое равноправие
- 1. Наша общественная жизнь
- 2. Обострение классовых противоречий
- 1. Вытеснение сельского хозяйства промышленностью
- 2. Прогрессирующая пролетаризация. Господство крупного производства
- 3. Концентрация богатства
- 1. Причины и следствия кризисов
- 2. Посредническая торговля и вздорожание продуктов питания
- 1. Заморская конкуренция и бегство из деревни
- 2. Крестьяне и крупные землевладельцы
- 3. Противоречия между городом и деревней
- 1. Преобразование общества
- 2. Экспроприация экспроприаторов
- 1. Привлечение всех работоспособных к работе
- 2. Гармония интересов
- 3. Организация труда
- 4. Рост производительности труда
- 5. Уничтожение противоречий между умственным и физическим трудом
- 6. Повышение потребительной способности
- 7. Равенство трудовых обязанностей для всех
- 8. Упразднение торговли и преобразование транспорта
- 1. Уничтожение частной земельной собственности
- 2. Мелиорация почвы
- 3. Преобразование обработки земли
- 4. Крупное и мелкое хозяйство. Развитие электрокультуры
- 5. Виноделие будущего
- 6. Мероприятия против истощения почвы
- 7. Уничтожение противоположности между городом и деревней
- 1. Беззаботность существования
- 2. Переворот в области питания
- 3. Коммунистическая кухня
- 4. Переворот в домашней жизни
- 1. Страх перед перенаселением
- 2. Образование перенаселения
- 3. Бедность и плодовитость
- 4. Недостаток в людях и излишек питательных веществ
- 5. Социальные отношения и способность размножения