3. Бедность и плодовитость
С какой стороны мы ни рассматривали бы капиталистическую хозяйственную систему, мы увидим, что нужда и нищета масс являются не следствием недостатка средств существования, а следствием неравномерного распределения их и нелепой хозяйственной системы, которая для одного создает излишек, а другого лишает самого необходимого. Мальтузианские утверждения имеют смысл лишь с точки зрения капиталистического производства. С другой стороны, капиталистический способ производства побуждает к производству детей: ему нужны дешевые детские «руки» для его мастерских и фабрик. У пролетария производство детей является своего рода расчетом: они должны сами зарабатывать на свое содержание. Пролетарий в домашней промышленности даже вынужден иметь много детей, так как в этом гарантия его конкурентной способности. Это поистине отвратительная система: она усиливает обнищание рабочего и его зависимость от предпринимателя. Пролетарий принужден работать за все более нищенскую плату. Всякий закон по охране труда, всякий расход для той или другой социальной обязанности, которую предприниматель не должен выполнять по отношению к работающим на него кустарям на дому, побуждают капиталистов расширять круг этих последних; они приносят ему выгоды, какие он нелегко найдет при другой форме предприятия, если только использование труда кустарей возможно по характеру производственного процесса.
Капиталистическая система производства порождает не только перепроизводство товаров и рабочих, но также перепроизводство интеллигенции. Интеллигенция в конце концов точно так же все с большим трудом находит себе заработок; предложение постоянно превышает спрос. Только одно не излишне в этом капиталистическом мире: это капитал и его собственник - капиталист.
Если буржуазные экономисты - мальтузианцы, так как они ими не могут не быть исходя из своих буржуазных интересов, то пусть они не переносят свой буржуазный вздор на социалистическое общество. Джон Стюарт Милль говорит: «Коммунизм - именно такое положение вещей, при котором следует ожидать, что общественное мнение с величайшей интенсивностью выскажется против этого рода себялюбивой невоздержанности. Всякое увеличение народонаселения, которое уменьшило бы его приятное положение или увеличило бы его труд, должно будет иметь для каждого отдельного индивидуума в ассоциации непосредственные и несомненные неудобства, и в этих неудобствах нельзя было бы винить тогда корыстолюбие работодателя или несправедливые привилегии богатых. При столь изменившихся обстоятельствах общественное мнение не могло бы не высказать своего осуждения, и если бы этого было недостаточно, то та или другая общественно-вредная невоздержанность была бы устранена какими-нибудь наказаниями. Таким образом, коммунистическая теория ни в коем случае не заслуживает особенного упрека, вытекающего из опасности перенаселения. Скорее она выгадывает от того, что в ней в высокой степени заключается тенденция противостоять этому бедствию». А профессор А. Вагнер на стр. 376 «Учебника политической экономии» Pay говорит следующее: «Менее всего в социалистическом общежитии может быть предоставлена свобода брака или свобода деторождения». Названные экономисты исходят, таким образом, из взгляда, что стремление к перенаселению присуще общественным состояниям, и оба думают, что социализм будет иметь возможность более, чем какая-либо другая общественная форма, привести в равновесие отношение между населением и средствами существования. Второе правильно, первое нет.
Существовали, правда, отдельные социалисты, которые, будучи подкуплены мальтузианскими идеями, опасались, что «близится» опасность перенаселения. Но эти социалистические мальтузианцы исчезли. Более глубокое проникновение в теорию и сущность буржуазного общества излечило их от этого заблуждения. Точно так же поучителен для нас и плач наших аграриев о том, что мы производим с точки зрения мирового рынка слишком много продуктов питания, так что связанное с этим понижение цен сделало недоходным их производство.
Наши мальтузианцы воображают и хор буржуазных говорунов бессмысленно повторяет за ними, что социалистическое общество, в котором существует свободный выбор в любви и достойное человека существование для всех, превратится в какой-то «хлев для кроликов»; оно будто бы предастся самому невоздержанному половому наслаждению и массовому производству детей. Но произойдет как раз обратное. До сих пор наибольшее число детей в среднем имеют не лучше обеспеченные слои населения, а, напротив, наихудше обеспеченные. Можно даже без преувеличения сказать: чем беднее положение пролетариев, тем больше в среднем у них детей; разумеется встречаются исключения. Это подтверждает и Вирхов, который в середине прошлого столетия писал: «Как английский рабочий в своей глубочайшей опущенности, в своем крайнем духовном падении знает в конце концов только два наслаждения: выпивку и половое общение, так и верхнесилезское население до последних лет все свои желания, все свои стремления сосредоточивает на этих двух вещах. Водка и удовлетворение половой потребности приобрели над ним верховную власть, и этим легко объясняется, что население точно так же быстро возрастало в числе, как теряло в физической силе и моральной выдержке».
Подобным же образом высказывается в «Капитале» и Карл Маркс. Он пишет: «На деле не только число рождений и смертных случаев, но и абсолютная величина семейств стоит в обратном отношении к высоте заработной платы, то есть к массе жизненных средств, которыми располагают различные категории рабочих. Этот закон капиталистического общества казался бы бессмыслицей среди дикарей или даже цивилизованных колонистов. Он напоминает массовое производство индивидуально слабых и загнанных животных видов». Маркс цитирует далее Лэнга, который говорит: «Если бы все в мире находились в благоприятных условиях, то мир скоро бы обезлюдел». Лэнг придерживается, таким образом, противоположного взгляда, чем Мальтус, а именно: хорошее жизненное положение способствует не увеличению, но уменьшению рождений. То же говорит и Герберт Спенсер: «Всегда и всюду совершенствование и способность к произведению потомства противодействуют друг другу. Из этого следует, что дальнейшее развитие, которое предстоит человечеству, поведет, вероятно, к уменьшению его размножения». Таким образом, в этом пункте сходятся люди, в других отношениях стоящие на разных точках зрения. К их воззрениям в данном случае присоединяемся и мы.
- Женщина и социализм государственное издательство политической литературы Москва 1959
- Отдел первый
- 2. Формы семьи
- 3. Материнское право
- 1. Возникновение отцовского права
- 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
- 3. Законные жены и гетеры в афинах
- 4. Остатки материнского права в нравах разных народов
- 5. Возникновение государственного порядка.
- 1. Положение женщины у германцев
- 2. Феодализм и право первой ночи
- 3. Расцвет городов. Монашество и проституция
- 4. Рыцарство и поклонение женщине
- 1. Лютер
- 2. Последствия реформации. Тридцатилетняя война
- 1. Придворная жизнь в германии
- 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
- 3. Французская революция и крупная промышленность
- Отдел второй
- 1. Половое влечение
- 2. Безбрачие и частые самоубийства
- 1. Брак как призвание
- 2. Уменьшение деторождений
- 3. Денежный брак и биржа браков
- 1. Рост расторжений браков
- 2. Буржуазный и пролетарский брак
- Глава десятая
- 1. Уменьшение числа вступлений в брак
- 2. Детоубийство и вытравление плода
- 3. Воспитание для целей брака
- 4. Бедствия современной супружеской жизни
- 1. Численное соотношение полов
- 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
- 1. Проституция и общество
- 2. Проституция и государство
- 3. Торговля девушками
- 4. Рост проституции. Внебрачные матери
- 5. Преступления против нравственности 'и венерические болезни
- Глава тринадцатая
- 1. Развитие и распространение женского труда
- 2. Фабричная работа замужних женщин.
- 1. Революция в домашней жизни
- 2. Духовные способности женщины
- 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
- 4. Дарвинизм и состояние общества
- 5. Женщина и свободные профессии
- 1. Борьба за гражданское равноправие
- 2. Борьба за политическое равноправие
- 1. Наша общественная жизнь
- 2. Обострение классовых противоречий
- 1. Вытеснение сельского хозяйства промышленностью
- 2. Прогрессирующая пролетаризация. Господство крупного производства
- 3. Концентрация богатства
- 1. Причины и следствия кризисов
- 2. Посредническая торговля и вздорожание продуктов питания
- 1. Заморская конкуренция и бегство из деревни
- 2. Крестьяне и крупные землевладельцы
- 3. Противоречия между городом и деревней
- 1. Преобразование общества
- 2. Экспроприация экспроприаторов
- 1. Привлечение всех работоспособных к работе
- 2. Гармония интересов
- 3. Организация труда
- 4. Рост производительности труда
- 5. Уничтожение противоречий между умственным и физическим трудом
- 6. Повышение потребительной способности
- 7. Равенство трудовых обязанностей для всех
- 8. Упразднение торговли и преобразование транспорта
- 1. Уничтожение частной земельной собственности
- 2. Мелиорация почвы
- 3. Преобразование обработки земли
- 4. Крупное и мелкое хозяйство. Развитие электрокультуры
- 5. Виноделие будущего
- 6. Мероприятия против истощения почвы
- 7. Уничтожение противоположности между городом и деревней
- 1. Беззаботность существования
- 2. Переворот в области питания
- 3. Коммунистическая кухня
- 4. Переворот в домашней жизни
- 1. Страх перед перенаселением
- 2. Образование перенаселения
- 3. Бедность и плодовитость
- 4. Недостаток в людях и излишек питательных веществ
- 5. Социальные отношения и способность размножения