1. Брак как призвание
«Брак и семья являются основой государства, и поэтому кто посягает на брак и семью •- посягает на общество и государство и подрывает их обоих», - кричат защитники современного порядка. Моногамный брак, как было достаточно доказано, вытекает из буржуазного порядка наживы и собственности, он, следовательно, неоспоримо составляет одну из важнейших основ буржуазного общества, но соответствует ли он естественным потребностям и здоровому развитию человеческого общества, это другой вопрос. Мы покажем, что брак, покоящийся на буржуазных имущественных отношениях, является более или менее принуждением, имеет массу недостатков и часто не вполне выполняет или совсем не выполняет своего назначения. Далее мы покажем, что он является социальным учреждением, остающимся недостижимым для миллионов, и, во всяком случае, не является союзом, основанным на свободном выборе по любви, который один только, как утверждают его воспеватели, соответствует целям природы.
По отношению к современному браку Джон Стюарт Милль восклицает: «Брак - единственное действительное крепостное право, признаваемое законом». По воззрению Канта, мужчина и женщина лишь вместе составляют цельного человека. На нормальном соединении полов основывается здоровое развитие человеческого рода. Удовлетворение половой потребности является необходимостью для здорового физического и духовного развития мужчины и женщины. Но человек не зверь: для высшего удовлетворения его самой сильной потребности недостаточно удовлетворения одной только физической стороны, ему необходимо также и духовное единение с тем существом, с которым он вступает в связь. Если этого нет, тогда половое соединение происходит чисто механически и тогда оно безнравственно. Выше стоящий человек требует, чтобы взаимная склонность сохранилась и по совершении полового акта и распространила бы свое облагораживающее действие на вырастающее из этого обоюдного соединения живое существо93. Тот факт, что такие требования не могут быть предъявлены бесчисленному числу браков в современном обществе, побудил Варнгагена фон Энзе написать следующее: «Все, что нам пришлось наблюдать по отношению к бракам, уже заключенным или которые собираются заключить, не дало нам возможности составить об этих союзах хорошее мнение; напротив, все учреждение, в основе которого должны бы лежать любовь и взаимное уважение и которое, как нам показали все эти примеры, основано совсем на ином, сделалось для нас пошлым и заслуживающим презрения, и мы присоединились к изречению Фридриха Шлегеля, которое мы прочли во фрагментах «Атенея»: «Почти все браки - конкубинаты, браки с левой руки или, скорее, временные попытки и отдаленные приближения к действительному браку, истинная сущность которого, по всем духовным и светским правам, состоит в том, что многие лица должны сделаться одним лицом»94». Это сказано совершенно в духе Канта.
Радость иметь потомство и обязанность по отношению к нему делают любовную связь двух людей более продолжительной. Два человека, желающие вступить в брак, должны, следовательно, выяснить себе, насколько их обоюдные свойства подходят для такого союза. И ответ должен был бы последовать совершенно свободно. Но это может произойти при устранении всякого постороннего интереса, не имеющего ничего общего с настоящей целью союза, с удовлетворением естественной потребности и продолжением собственного существа в продолжении расы, а также при известной осмотрительности, сдерживающей слепую страсть. Но так как этих условий в современном обществе в большинстве случаев не существует, то из этого следует, что современный брак еще очень далек от осуществления своей истинной цели и поэтому неосновательно считать его идеальным учреждением.
Какое количество браков заключается по совершенно иным причинам, чем указанные выше, невозможно сказать. Участвующие заинтересованы в том, чтобы перед светом их
брак казался иным, чем он есть в действительности. Здесь существует такое ханжество, какого не знал ни один прежний общественный период. И государство, как политический представитель этого общества, не имеет никакого интереса заниматься исследованиями, результаты которых могут бросить самый печальный свет на общество. Главные правила, которые само государство ставит своим чиновникам и слугам при заключении брака, не выдерживают масштаба, который должен был бы быть основой брака.
- Женщина и социализм государственное издательство политической литературы Москва 1959
- Отдел первый
- 2. Формы семьи
- 3. Материнское право
- 1. Возникновение отцовского права
- 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
- 3. Законные жены и гетеры в афинах
- 4. Остатки материнского права в нравах разных народов
- 5. Возникновение государственного порядка.
- 1. Положение женщины у германцев
- 2. Феодализм и право первой ночи
- 3. Расцвет городов. Монашество и проституция
- 4. Рыцарство и поклонение женщине
- 1. Лютер
- 2. Последствия реформации. Тридцатилетняя война
- 1. Придворная жизнь в германии
- 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
- 3. Французская революция и крупная промышленность
- Отдел второй
- 1. Половое влечение
- 2. Безбрачие и частые самоубийства
- 1. Брак как призвание
- 2. Уменьшение деторождений
- 3. Денежный брак и биржа браков
- 1. Рост расторжений браков
- 2. Буржуазный и пролетарский брак
- Глава десятая
- 1. Уменьшение числа вступлений в брак
- 2. Детоубийство и вытравление плода
- 3. Воспитание для целей брака
- 4. Бедствия современной супружеской жизни
- 1. Численное соотношение полов
- 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
- 1. Проституция и общество
- 2. Проституция и государство
- 3. Торговля девушками
- 4. Рост проституции. Внебрачные матери
- 5. Преступления против нравственности 'и венерические болезни
- Глава тринадцатая
- 1. Развитие и распространение женского труда
- 2. Фабричная работа замужних женщин.
- 1. Революция в домашней жизни
- 2. Духовные способности женщины
- 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
- 4. Дарвинизм и состояние общества
- 5. Женщина и свободные профессии
- 1. Борьба за гражданское равноправие
- 2. Борьба за политическое равноправие
- 1. Наша общественная жизнь
- 2. Обострение классовых противоречий
- 1. Вытеснение сельского хозяйства промышленностью
- 2. Прогрессирующая пролетаризация. Господство крупного производства
- 3. Концентрация богатства
- 1. Причины и следствия кризисов
- 2. Посредническая торговля и вздорожание продуктов питания
- 1. Заморская конкуренция и бегство из деревни
- 2. Крестьяне и крупные землевладельцы
- 3. Противоречия между городом и деревней
- 1. Преобразование общества
- 2. Экспроприация экспроприаторов
- 1. Привлечение всех работоспособных к работе
- 2. Гармония интересов
- 3. Организация труда
- 4. Рост производительности труда
- 5. Уничтожение противоречий между умственным и физическим трудом
- 6. Повышение потребительной способности
- 7. Равенство трудовых обязанностей для всех
- 8. Упразднение торговли и преобразование транспорта
- 1. Уничтожение частной земельной собственности
- 2. Мелиорация почвы
- 3. Преобразование обработки земли
- 4. Крупное и мелкое хозяйство. Развитие электрокультуры
- 5. Виноделие будущего
- 6. Мероприятия против истощения почвы
- 7. Уничтожение противоположности между городом и деревней
- 1. Беззаботность существования
- 2. Переворот в области питания
- 3. Коммунистическая кухня
- 4. Переворот в домашней жизни
- 1. Страх перед перенаселением
- 2. Образование перенаселения
- 3. Бедность и плодовитость
- 4. Недостаток в людях и излишек питательных веществ
- 5. Социальные отношения и способность размножения