Средневековье
Литература.
1. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 1999. С.504.
2. Лебедева Т. Паблик рилейшнз: Корпоративная и политическая режиссура. Модели, система ценностей, каналы СМК. М., МГУ, 1999. С.13.
3. Сегела Жак. Национальные особенности охоты за голосами. М., Вагриус, 1999. С.250-260.
-
Подробнее см.:Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. (Глава Ш. Риторика и власть). М., Академ А, 1996. См. также: Аристотель. Риторика. Книга вторая; Цицерон . Об обязанностях; Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Светоний. Жизнь двенадцати Цезарей.Плутарх. Избранные жизнеописания.
-
Викентьев И.Л. «Приемы рекламы и public relations». СПб., 1999. С.13.
-
Кнабе Г.С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы. // История культуры. Наследие Запада. М., РГГУ, 1999 (?)
-
Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства// Соция, №6, 1993.
-
Харрисон Ширли. Связи с общественностью. Вводный курс. СПб, ИД «Нева»,- М. «ОЛМА-ПРЕСС». 2003.- С.36-37.
-
О некоторых особенностях предыстории отечественных политических технологий см.: Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии. История, теория, практика. М., РАУ Университет, 2000.С.62-77.
См., также: Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. М. «ЮНИТИ-ДАНА», 1999.
Как и всякая, недавно оформившаяся дисциплина или новое научное направление PR страдает определенным комплексом исторической неполноценности и, стремясь его преодолеть, занимается активным формированием собственной родословной, начиная порой почти от сотворения мира. Неслучайно, один из современных авторов-популяризаторов рассматривает в качестве первой PR – акции Ветхозаветный сюжет искушения, подчеркивая при этом удачное использование резонансной технологии:
«Примером первой в истории человечества информационной операции является искушение яблоком Адама и Евы. Подчеркнем также отсутствие собственно военных действий в этом конкретном примере. В данной ситуации присутствует альтернативная коммуникативная среда, с одной стороны, исходящая от Бога, с другой –от змея. Очень четкая точка воздействия – выбор Адама и Евы. Мы говорим о незаметности информационного воздействия, но в данном случае эта незаметность реализуется с помощью моделирования перехода на интересы получателя информации. Из двух противоположных сообщений Ева избирает второе, побеждающее первое. Более того, здесь даже задействована идея «ключевого коммуникатора» – воздействие на Адама идет не впрямую, а только через Еву. То есть змей воспользовался уже имеющейся социальной сетью «Ева – Адам», чтобы усилить свое сообщение».(1).
Обращаясь к истории PR , Т. Лебедева, в качестве эпиграфа к соответствующей главе, берет фразу А. Камю: «Еще задолго до того, как проповедь была произнесена, о ней много говорили». Открывается глава в том же духе: «Сам Бог создал рекламу, потому что на каждой церкви есть колокола», - сказал как-то один французский поэт и шансонье Саша Гитри. И книга другого, не менее известного француза так и называется – «Слово Бога», и речь в ней идет о паблик рилейшнз и рекламе в политической сфере. Но если предположить, что сам Бог создал рекламу, то он, без сомнения, принял участие в сотворении еще одного искусства, без которого не обходится общество на пороге тысячелетия, - искусства паблик рилейшнз. Недаром западные эксперты почти всерьез замечают, что, создав человека, Бог создал того, кто стал творить его имидж. А Библия есть ни что иное, как «прекрасный образец» коллекции из сферы отношений с общественностью. По их мнению, коммуникация возникает там, где возникает потребность налаживать отношения, то есть развивать паблик рилейшнз.
Согласно самой этимологии слова, осуществлять коммуникацию первоначально означало «обратиться с коммуной», христианским причастием» (2)
Конечно, это шутливое объяснение происхождения специальности и вида деятельности. Но, как известно, в каждой шутrе, есть только доля шутки. В любом случае трудно не согласиться с высказыванием Жака Сегела, утверждавшим, что «коммуникация, как и народы, демонстрирует двойную принадлежность – по отношению к нашим корням и современности.» (3).
Поэтому при очевидной искусственности некоторых «родословных» PR, в них есть и некая серьезная доля истины: современные связи с общественностью пытаются структурировать и формализовать те виды деятельности, предопределенные самой природой человека как социального существа, которые всегда существовали, реально осуществлялись, но включались в иные культурные парадигмы исторически изменчивых картин мира.
При изучении PR просто необходимы обращения к тем памятникам древних и новых культур, в которых закреплены под разными названиями и определениями существенные, проверенные тысячелетиями и столетиями представления о том, каков механизм общения человека с человеком, человека с обществом и т.п. Очевидно, что европейскому сознанию еще предстоит в полной мере освоить в контексте связей с общественностью наследие Древнего Китая. Прежде всего, конфуцианство и даосизм. Широко известны на Западе и у нас практические руководства под названиями «Дао продаж», «Дао безопасности» и т.п., военные стратегии Древнего Китая позиционируются как универсальные менеджерские решения. Не менее благодатный материал предоставляет и искусство (прежде всего, философия, риторика) античности.
Чтобы не нарушать установившуюся традицию, начнем с Древней Греции, как истока европейской цивилизации и бесценного кладезя идей, понятий, терминов, широко использующихся и сегодня.
Попробуем отнести к истокам науки о политическом дискурсе, а, значит, и политических коммуникациях, диалоги Платона (427-347 г. д.н.э.). Особенно подходят для этого «Апология Сократа», «Пир», «Государство», «Политик», «Тимей», «Критий». В них древнегреческий философ не только высказывает свои взгляды на тип государства с точки зрения его правильности или неправильности. Напомним, что Платон выделяет семь типов государственного устройства. Первый – идеальный тип общежития – вообще стоит выше государства и законодательства и не нуждается ни в государстве, ни в законах. В реальности же существуют два правильных типа государственности (монархия и аристократия) и четыре неправильных – олигархия, тимократия, тирания и демократия. Олигархия – буквально – власть немногих, предполагает господство немногочисленных, но могущественных знатных родов, ограничивающее, а подчас подавляющее демократию. Часто определяется как вырождающаяся демократия. Тимократия (понятие, уточненное вслед за Платоном его учеником Аристотелем) – государственный строй, дающий гражданам политические права в зависимости от размеров их имущества, иногда – особая форма олигархии. Тимократическую реформу провел в свое время в Афинах Солон. Тирания – особая форма государственной власти, которая только на позднем этапе эллинизма получила негативное значение. Изначально тирания возникает в античном мире в процессе борьбы между разлагающейся аристократией и растущими народными массами. Тирания проявляется, прежде всего, в городах с высокоразвитой экономикой. Освященные традицией законы при тирании формально почти всегда сохраняются, хотя в полисах устанавливается единоличное правление. Тираны проводили политику, направленную на улучшение положения демоса, оказывали всяческую поддержку развитию ремесел и торговли, изобразительного искусства и поэзии. Негативные коннотации понятие тирания приобрело благодаря поздним демократическим режимам, которые пытались таким образом скомпрометировать основной принцип тирании – единовластие. Понятно, что жесткая вертикаль власти была знаком «искаженности» идеи власти в тираниях и для Платона, а впоследствии и для Аристотеля. Демократия –власть народа в ее афинском варианте - предполагала назначение на год выборного архонта, решение принималось советом 500 с выборными от каждой филы по жребию.
Опережая события, необходимо заметить, что актуализация античной (классической) терминологии происходит в современных политических науках. Известно, что одним из важнейших приемов информационных войн является опровержение достоверности сообщениz путем оспаривания «формального» значения слова. Не так давно, в эпоху «старого НТВ», этот риторический прием было продемонстрирован, например, в телевизионном шоу «Глас народа», когда Е. Киселев (тогда еще главный редактор НТВ) спровоцировал «спор о словах» с В. Третьяковым (тогда еще – главным редактором «Независимой газеты»). Значение слова «олигополия», затем - «олигархия» стали предметом разбирательства, что, не имело никакого отношения к теме, заявленной в программе. Но возможность оспорить точность понимания противником того или иного слова – важный момент риторической стратегии дискуссии. Отсюда следует и обратное: при подготовке любого текста необходимо тщательнейшим образом проверять точность фактуры: имена, даты, цифры, термины и т.п., поскольку опровержение одной цифры или факта оппонентом ведет не только к намекам на неграмотность автора сообщения, но и к сомнениям в самом смысле сообщения в целом, размывает достоверность сообщения.
Столь же основательно можно считать основой нынешних стратегических коммуникаций в их риторическом аспекте классические труды Аристотеля «Риторика», «Поэтика». При этом необходимо подчеркнуть, что неориторика, чрезвычайно быстро развивающееся в последние десятилетия направление, изучающее риторическую составляющую и риторические стратегии коммуникации, очень тесно связано с классическими риториками, использует терминологический аппарат Аристотеля, даже когда переосмысляет реальное наполнение термина. Следовательно, античные риторики сохраняют высокую степень актуальности и до сего дня. То же относится и к другим античным авторам – Цицерону, в первую очередь. Но не менее важны для очень многих сюжетов современного политического дискурса и античные историки – Плутарх, Геродот, Фукидид, Тацит, Тит Ливий и т.п. Хорошее знание или, по крайней мере, достаточно полное представление о последних принципиально, поскольку в их трудах мы не только имеем возможность наблюдать многочисленные случаи проведения неких античных PR –акций (неисчерпаемая сокровищница доступных для понимания слушателя и читателя примеров), но и получаем доступ к тематическому фонду, до сих пор очень многое определяющему в современной культуре европейских народов, определяющему контент многих, в том числе, рекламных сообщений.
Прямые и скрытые цитаты из античных классиков составляют существенную часть, например, рекламного материала, претендующего на некую изысканность (знаменитые сериалы рекламных роликов банка «Империал») и т.д. Правда, в большинстве случаев это не прямое цитирование классических трактатов, а скрытое обращение к популярной их интерпретации (источником выступают широко распространяющиеся сборники исторических анекдотов, афоризмов и т.п.).
Если взять нынешнее представление о сфере собственно PR , то и в этом случае у его истоков мы не без оснований можем поставить коммуникативные теории и практики античности. Еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.) подчеркивал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности или симпатии к себе. В «Риторике» он обосновывает понятие «этоса», под которым как раз и подразумевает отношение публики к оратору как важнейшей предпосылки успешной коммуникационной акции.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.) настаивал на необходимости изучения психологии, интересов и вкусов публики, ведь, по его мнению, задача оратора заключалась в том, чтобы эстетически тешить публику, но, что важнее, «влиять на волю и поведение людей», уметь подвигнуть их к активной деятельности.
Собственно уже в античности складываются первоначальные представления об общественном договоре как форме взаимоотношений между властью и обществом, и хотя термин общественное мнение прямо не употреблялся, фактически его присутствие и внимание к этому феномену нарастало. Ведь именно римлянам принадлежит знаменитое - vox populi – vox dei - «глас народа – глас божий».
Техники и технологии убеждения и влияния использовались чрезвычайно широко: от практики составления лозунгов, размещения символических изображений на монетах до создания загруженных политическими подтекстами скульптур. Как и во всем остальном мире, центральными моментами, рождающими всплеск технологий влияния, становились моменты объявления и прекращения войн, избрания и свержения лидеров, заключения и расторжения крупных торговых сделок и договоров, распространения религиозных верований, популяризация событий и людей.
Практика софистов, техника и технология диалога – вершинное достижение античной мысли (фигура Сократа, диалоги Платона). Неслучайно именно к нему вновь возвращается философская, социологическая, психологическая мысль современности, пытаясь обосновать диалогичность современного бытия.
Важно подчеркнуть еще один момент: античный диалог воспринимался как средство управления людьми, риторика как механизм технологичного социального управления. Но вместе с тем, и сам механизм власти, механизм управления воспринимался как своеобразный «равноправный диалог», соревнование интеллекта и техник, в котором побеждал сильнейший. Поэтому как Платон, так и Аристотель полагали, что средства управления людьми не только уместны и неизбежны, но и, главное, они должны быть широко известными и тем, кто управляет, и тем, кем пытаются управлять. Античность уже давала ответ на запрос об этичности манипулирования сознанием во вполне современном духе. Исократ подчеркивал: «Красноречие у нас стало настолько почетным, что овладеть им стремится чуть ли не каждый, понимая, что только дар речи возвышает человека над животными, что во всем остальном неудачу терпят и умные люди, а успеха добиваются глупцы, зато искусство речей глупцам недоступно, являясь уделом лишь одаренных.» Т.е. риторические способности – признак принадлежности к элите, социально одаренной части общества.
Уже в античности очень часто использовались вполне современные технологии постановочного, театрализованного характера, включая организацию псвевдособытий. Признанным «мастером жанра» является Юлий Цезарь. Неслучайно к опыту Цезаря обратился в период первой мировой войны знаменитый Комитет общественной информации (Комитет Криля) для пробуждения патриотизма американцев и популяризации политики президента Вильсона.
Многочисленные суждения античных философов и историков словно сошли со страниц современных пособий по кризисному PR или корпоративному PR . Плутарх , например писал:
«Пожар редко начинается с храма или общественной постройки, но светильник, позабытый в доме, или домашний мусор, занявшийся огоньком, не раз были причиной великого пламени и общественного бедствия; так и смуту в городе не всегда разжигают честолюбивые препирательства из-за общественных дел, но зачастую от личных столкновений происходит раздор, который перекидывается на общественную жизнь и возмущает народ. И здесь государственному мужу следует врачевать и предупреждать недуг, чтобы одной ссоры вообще не было, другая, начавшись, сейчас же окончилась, а третья хоть не разрасталась и не затрагивала общественной жизни, но оставалась в том кругу, в котором родилась. Он должен сам осознавать и другим внушать, что из частных распрей бывают всенародные, а из малых – великие, если ими пренебречь и не позаботиться в самом начале о врачевании и уговорах».
Плутарх сочувственно цитирует Катона : «Внимание наше делает из большого зла малое, а малое сводит на нет». (4)
Но освоенными в античности становится не только практика высказывания, но и технологии умолчания. В основе и тех и других – внимание к проблеме, четкое понимание цели высказывания, просчет последствий сказанного. Современность часто воссоздает буквально классические риторические ситуации. Так, например, кажется, что известная ситуация на всемирном форуме в Давосе с гениальным вопросом: «Who is m-r Pootin» - блестящая иллюстрация скрытой борьбы целеполаганий, принявшая форму умолчания, в лучших традициях античной риторики.
Две точки, два аспекта «речевого акта» требовали интерпретации: молчание на сцене и смех в зале. Как они были связаны и почему? Что вызвало смех? Широко распространившаяся версия – смех вызван молчанием на сцене участников пресс-конференции. Они не смогли сказать, кто же такой мистер Путин. Это говорит о «нераскрученности» фигуры нового президента, нелогичности и иррациональности его массовой поддержки и т.п. Но ведь прекрасно известно, что среди англоязычных стран в 60-е годы был чрезвычайно популярен фильм «Кто вы, мистер Зорге?». Если учесть это, то аудитория скорее смеялась не над молчанием участников, замявшихся с ответом, а над самим каверзным вопросом, однозначно отсылающим к прошлому Путина – разведчика.
Интерес ситуации заключается в том, почему ни одно средство массовой информации не предложило такой интерпретации. Самое простое объяснение – никому не пришло в голову, намек не был понят – вряд ли проходит. Скорее дело в том, что для сдержанно оппозиционных Путину СМИ эта интерпретация ситуации была не очень выгодно, поскольку важнее было показать неоправданность поддержки малоизвестного кандидата, а намеки на прошлое Путина со стороны «западников» могли вызвать и сочувствие потенциальных избирателей (электората) (что содействовало бы ассоциативному ряду: Путин – Штирлиц, Штирлица обижают …). Но почему же смолчали официальные интерпретаторы и имиджмейкеры. Также вряд ли от незнания. Скорее всего, взвесив все за и против, они пришли к выводу, что будет очень нехорошо, если объяснить «внутренней аудитории», что на Западе Путин воспринимается, прежде всего, как человек из «органов». Поэтому в жертву были принесены сидевшие на сцене, а ехидный намек был проигнорирован. Менее понятно, почему не отыграли ситуацию специалисты, обслуживающие интересы участников встречи, хотя бы на региональных уровнях.
Перед нами классический случай построения коммуникативной ситуации по законам риторики.
С другой стороны, аллегорический ответ на вопрос противника, который вроде бы и не был расслышан, также может быть весьма опасен. В качестве неудачного примера игры на намеках можно сослаться на случай, воспроизведенный в работе И.Л. Викентьева «Приемы рекламы и public relations»: «Критик Ферон остро критиковал трагедию Вольтера «Мерона» еще до ее появления на сцене. Не обращая на него внимания, Вольтер приготовил великолепное издание трагедии, на обложке которой был изображен осел, щиплющий лавры.
Что же написал Ферон в своей рецензии?
Критик похвалил издание и добавил, что оно украшено портретом автора. Увы, Вольтер вынужден был сам скупить весь тираж…» (5)
Следует уточнить: Вольтер якобы не обращал внимания на критику. Снижение имиджа произошло именно потому, что автор проявил коммуникативную непоследовательность и ответил в форме, которая, как он полагал, соответствует каналу «критик – автор». Критик же прибег к приему «расширения аудитории» и перенес проблему в иную плоскость, перехватив инициативу и использовав заложенную в рисунке силу сарказме против самого автора.»
Традиции античной риторики и истории – кладезь PR-ситуаций и конкретных, вполне актуальных и по сей день техник убеждения и влияния. (4).
Что касается более поздней европейской истории, то формирование специфических властных дискурсов, структурированной и теоретически отрефлексированной политической коммуникации относится к периоду позднего средневековья . это время формирования новой картины мира, принципиально иного отношения между личностью, индивидом и обществом, государством и т.д. Чаще всего, таким временем считают итальянское возрождение, знаменовавшее начало формирования нового типа общества . В этом новом общества происходит смена культурной парадигмы с выстраиванием ее высоких и низких регистров, формированием языка Высокой культуры – латинского, расщеплением разговорного итальянского языка культуры повседневной и последующей эмансипацией национальных языков, отстраиванием новой формы взаимоотношений личности и индивидуальности (в принятом сегодня понимании личности как социально-статусной репрезентации человека в социуме и индивидуальности как совокупности интимных, уникальных, неповторимых черт человека , развито, например, в работах Г.С. Кнабе этимологическое обоснование – личность – личина – персона – маска; индивидуальность – от латинского in divido – не делимое). (6)
Начавшееся новое структурирование нового типа государства привело и к потребности четкого оформления властных дискурсов. Одним из блестящих теоретиков новой политической и коммуникационной реальности стал Николо Макиавелли (1469 –1527) и особенно его трактат «Государь», где формулируется знаменитый принцип «макиавелиевского кентавра»: власть держится на силе и согласии в обществе. Поэтому неслучайно сегодня Макиавелли все чаще называют «предшественником европейского менеджмента» (7).
В период борьбы против Реформации Ватикан основал под руководством папы Григория ХУ специальную конгрегацию, призванную помочь удержать веру и сохранить церковь. В 1622 году появляется «Конгрегация пропаганды веры». Именно тогда слово «пропаганда» получило современное значение, перед этим оно означало просто информирование. Католическая церковь и сегодня имеет мощный пропагандистский и разведывательный аппараты и ведет весьма широкую и разветвленную деятельность, в том числе, миссионерскую, по всему миру. Кстати, некоторые авторы полагают, что именно первоначальное значение слова «пропаганда» как «распространение веры», позволяет разделять сегодня собственно пропаганду и другие виды и техники информирования и убеждающего воздействия. (8)
Отечественная история не менее западной насыщена примерами целенаправленного использования информационных потоков. Это проявлялось и в религиозной, и в политической и в социальной сферах жизни общества. Начиная от знаменитой формы средневековой демократии – народное вече и заканчивая специальными пропагандистскими институтами, существовавшими в советский период. (9)
Отдельно нужно отметить, что информационная деятельность совершала качественные скачки по мере совершенствования информационных технологий. Одним из первых стало создание в 1438 году
Как уже говорилось в первой лекции, сегодня деятельность специалистов в области связей с общественностью на международном уровне координируется посредство нескольких международных ассоциаций. Наиболее известные и влиятельные из них это «Международная ассоциация PR » – ИПРА (IPRA)», возникновение концепции которой относят к 1949 году, деятельность на начальном этапе осуществлял Временный международный комитет и в 1955 году 1 мая, в Лондоне, сама ассоциация была уже непосредственно провозглашена, был принят ее Устав и избран совет ИПРА. На Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 года был принят «Кодекс профессионального поведения международной ассоциации по связям с общественностью» (Кодекс ИПРА), являющийся и сейчас обязательным для всех членов ассоциации.
Европейская конфедерация по связям с общественностью – СЕРП (CERP) возникла в 1959 году с целью представления профессиональных интересов ассоциаций Европы и их членов. В 1989 г. СЕРП создала ряд профессиональных организаций в сфере связей с общественностью: СЕРП –консультанты, СЕРП-образование, СЕРП-профи, которые ведут активную образовательную работу через различные курсы, семинары и т.п. В 1997 г. в члены СЕРП в Хельсинки была принята Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО).
В 1999 году СЕРП объединяла 26 национальных ассоциаций PR , представляющих более 22 тысяч специалистов. Основным документом является Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения в области PR – кодекс СЕРП).
Общим документом, принятым ИПРА и СЕРП является так называемый Афинский кодекс.
В 1986 году создан Международный комитет ассоциаций PR - компаний, работающих на международном рынке, (ИКО – ICO). Объединяет национальные ассоциации 21 государства, которые в свою очередь представляют 850 компаний с общим штатом более 20 000 человек. Россия здесь представлена Ассоциацией компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС).
Основным документом является т.н. Римская хартия (Профессиональная хартия ИКО, принятая в Риме в 1991 году).
Существуют и такие документы, как «Минимальные стандарты качества» (МСК), разработанные Международным институтом качества связей с общественностью (ИКПР) и принятые на Всемирном конгрессе PR в Хельсинки в 1997 году.
Сложился , в основном, и международный рынок PR -услуг, поделенные между корпорациями, в том числе и транснациональными. Основные его представители описаны в работе Е.Н. Пашенцева. Но нужно заметить, что и здесь ситуация весьма подвижна и, как следует из периодики, слияния, разделения, реорганизации и модификации становятся в данной сфере обычным делом.
В России две основные ассоциации специалистов – РАСО – российская ассоциация по связям с общественностью. Создана в июле 1991 года, в 1999 году насчитывала в своем составе более 80 PR - агентств и других организаций. Вступить в нее может любое PR =агентство, частное лицо или организация, ведущие как практическую PR - деятельность, так и образовательную, научную деятельность в сфере PR .
В 1994 году на Конференции РАСО была принята Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.
16 марта 1999 года была создана принципиально новая по типу ассоциация – Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС). Это новое объединение на рынке PR - услуг, включившее 13 наиболее известных компаний, объединяет исключительно независимые PR - организации, ставя целью развитие PR как вида бизнеса, создание рынка услуг PR - специалистов и выработки стандартов их деятельности.
В России активно формируется система PR - агентств. Создаются и первые рейтинги организаций по связям с общественностью. В 1999 году по инициативе редакционного совета журнала «Советник» центром РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка) проведено рейтинговое исследование среди 39 наиболее известных PR - фирм. При этом не учитывались PR - фирмы зарубежные, но работающие в России. Первую десятку составили:
-
Никколо М – Центр политического консалтинга (рук. Е. Минтусов),
-
Имидж-контакт (рук. А.П. Ситников),
-
Центр политических технологий (рук. И.М. Бунин),
-
Имиджленд PR (рук. В.В. Моисеева),
-
Михайлов и партнеры (рук. С.В. Михайлов).
-
Р.И.М. (рук. И.В. Писарский),
-
Фонд эффективной политики (мен. Е.В. Есюнина),
-
Международный пресс-клуб (рук. А.Н. Чумиков),
-
Миссия-Л (рук. М.Е. Кошелюк),
-
Маслов, Сокур и партнеры (рук. М. Маслов, Д. Сокур).
Довольно широкой известностью пользуются также организации: «Коммуникационная группа. Агентство массовых коммуникаций. Создание репутаций.» (рук. И.А. Кузьменков), «PR-center” (рук. А.А. Протопопов), «Тайный советник» (рук.Л.Левин). Среди фирм, занимающихся политическим консалтингом, известна также питерская компания «Новоком», возглавляемая Алексеем Кошмаровым (прославился скандалами с выборами в питерскую думу 1998 года, в 2000 году вел выборы в Читинской области, по заказу одного из кандидатов – Войтенкова (КоммерсантЪ-Власть, 24.10.00, С.22), выборы, как стало известно 30.10, компанией Кошмарова были проиграны, но активно участвует практически во всех выборах в Санкт-Петербурге и многих других как региональных, так и федеральных).
Нужно иметь в виду, что довольно быстро меняются - возникают и распрадаются- союзы различных организаций, фирмы перерегистрируются, на глазах возникают новые группы. Так буквально за одну ноябрьскую неделю 2000 года руководители группы АМК Федор Кошлин и Илья Кузьменков разделили компанию, сохранив аббревиатуру АМК в двух своих новых фирмах. Структура Кошлина теперь называется «Группа АМК», свою АМК Илья Кузьменков переименовал в КГ «Кузьменков и партнеры», в честь этого был объявлен и годовой оборот фирмы - $ 4,8 –4,9 млн. (Профиль, 23.10.00. С.50).
Создаются и объединения. Самое успешное – Консалтинговая группа «Треугольник», учредителями которой стали PR - агентство «Р.И.М.», «Михайлов и партнеры», «Имидж-контакт», располагающая своей сетью региональных ПР агентств в крупнейших городах России. (Подробно: см: Сообщение. Спец. выпуск. Октябрь. 2000).
22 октября 2000 произошло символическое событие для российского PR -бизнеса. Победителем ежегодного международного конкурса в сфере рекламы и PR – Golden World Awards for Excellence – стало российское агентство «Кузьменков и партнеры». Этот фестиваль – один из самых старых международных коммуникационных конкурсов в мире. Его первых победителей чествовали еще в 1964 году. Десять лет назад он обрел новое лицо, став самым престижным соревнованием в сфере рекламы и PR. Учредитель конкурса – Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA), штаб квартира которой расположена в Лондоне. В качестве призов победители этого года получили стеклянные пирамиды, инкрустированные золотом.
В отличие от других конкурсов здесь выбирается не один победитель, а сразу три. На эти три приза претендовали более двух тысяч международных рекламных и PR- агентств. При этом к участию в конкурсе допускались только те агентства, проекты которых имели общественно-полезную или социально-значимую роль.
Победителями нынешнего года стали российское агентство «Кузьменков и Партнеры», американское рекламное агентство Porter Novelly и сербское SPREM Communications.
Проект американского агентства получил приз за антитабачную кампанию, адресованную подросткам. Программа сербского агентства называлась «Лечить раны» и была посвящена психологической реабилитации сербской нации после фактической потери Косово.
КГ «Кузьменков и Партнеры» пирамиду вручили за проект, направленный на повышение страховой культуры российского общества.
«В 1998 году всего 5% населения России пользовались страховыми услугами, - отметила в своем выступлении президент IPRA Каролин Фацио. - Среднестатистический россиянин тратил около $10 в год на страхование. За время проведения Коммуникационной группой рекламной кампании количество публикаций в прессе о рынке страховых услуг выросло в 15 раз. К концу года потенциал страховых компаний увеличился до невероятных размеров.
Успех своего агентства Илья Кузьменков пожелал разделить с двумя изданиями – «Профиль» и «Известия». Это была совместная идея, с триумфом воплощенная на страницах этих изданий и продолженная на телевидении, радио, средствами наружной рекламы и PR. (Профиль, 06.11.-С.29. Казанская Ольга «Золотая пирамида» – в России.)
«Деньги» (№43, от 01.11.00. С. 30) также дают информацию об этом событии, но подчеркивают, что представители конкурирующих по отношению к Кузьменкову компании говорят о том, что до полноценного признания и интеграции отечественного PR в мировое PR- сообщество еще очень далеко. «Частично этот факт подтверждает и сам г-н Кузьменков: Американские PR- агентства считаются лучшими в мире, так как обслуживают крупные международные брэнды. Но я уверен, что лет через 10-15, когда будут распространяться по миру российские торговые марки, отечественные PR‑ компании станут полноценными участниками мирового PR - сообщества.»
РАСО проводит ежегодные профессиональные конкурсы, некоторые – совместно с другой профессиональной российской ассоциацией – рекламных агентств. В России введен государственный образовательный стандарт по специальности «связи с общественностью», подготовка специалистов осуществляется почти в 60 вузах страны. Наиболее известные центры – МГИМО, СпбГУ, которые начали подготовку по данной специальности первыми и стали инициаторами открытия этой специальности в России. Долгое время председателем РАСО был профессор А. Борисов – профессор МГИМО, сейчас и.о. президента является М.А. Шишкина – декан факультета журналистики СпбГУ.
Несмотря на то, что в последнее время появлентся огромное количество литературы, прямо или косвенно затрагивающей проблемы связей с общественностью, как переводной, так и отечественной, дефицит качественных учебных пособий реальной существует.
Литература, непосредственно затрагивающая проблемы практики и теории PR , чрезвычайно разнообразна. Перечень основных изданий на русском языке дан в списке литературы.
- Тема 1.
- Предмет. История pr.
- Лекции 1- 2.
- Терминологические трактовки.
- Pr как управленческая деятельность
- Сферы деятельности специалистов по pr
- Лекция 2. Истоки и история pr . План:
- Родословная pr
- Античные риторики
- Средневековье
- Тема 2. Технологии связей с общественностью.
- Отличие pr-кампаний от других pr—мероприятий:
- Типы кампаний по продолжительности:
- Корпоративные символы Корпоративная индивидуальность Прочие
- Корпоративный имидж
- Корпоративная репутация Супербренд: доверие, надежность, сопричастность.
- Политические коммуникации партий. Pr в политике
- Политические общественные связи: краткая история