logo
ответы по теории соц работы

51.Основные направления социальной работы в разрешении межэтнических проблем.

Социальная работа с социально-этническими группами имеет как бы два аспекта:

* во-первых, это социальная работа в широком смысле слова, т.е. создание условий для нормального функционирования всего общества, нормального развития всех групп населения, в том числе социально-этнических общностей, опережающие действия, использование технологии по предотвращению, недопущению конфликтных ситуаций, кризисных явлений в межэтнической среде;

* во-вторых, это социальная работа в узком смысле, т.е. решение проблем, изменение среды обитания социально-этнических общностей, групп с целью достижения уровни жизнедеятельности других проживающих на данной территории (села, района, области, края, всей страны) социально-этнических общностей, групп. При этом в определенных условиях (в период первоначального заселения, с учетом уровня жизни данных групп и т.д.) могут и должны предоставляться определенные льготы этим группам для улучшения их жизни в новой для них обстановке.

Особенности социальной работы в этнической среде объясняются прежде всего спецификой социально-этнических групп, общностей, отдельных их представителей. Это предполагает решение как собственно общественных проблем, так и проблем, обусловленных этнической средой этих групп населения.

В целом социальная работа в этнической среде осуществляется на трех уровнях, тесно связанных между собой, - только в этом случае могут быть решены всевозможные проблемы межэтнических отношений.

На государственном (федеральном) уровне обеспечиваются правовое регулирование отношений между различными социально-этническими общностями, правовые, юридические и социальные гарантии граждан - представителей социально-этнических общностей и групп, формируется социальная политика в области межэтнических, межнациональных отношений; на региональном уровне реализуются положения, которые вырабатываются на федеральном уровне. При этом ряд вопросов (в частности, материального, социального и медицинского и т.д. обеспечения) решается как субъектами Федерации, так и государством в целом. На региональном уровне (как, впрочем, и на других уровнях) очень важно сформировать позитивное общественное мнение о взаимоотношениях между представителями различных социально-этнических общностей, между коренными и некоренными жителями регионов; на местном уровне решаются все конкретные вопросы адаптации представителей социально-этнических групп к местным условиям, обеспечения их обустройства, жилищных условий, учебы, медицинского обслуживания. Весьма важна помощь представителям этноса в сохранении национальной идентичности, обычаев, традиций, психологии и культуры. В решении этих вопросов должны участвовать все местные органы власти, псе социальные институты, в том числе, конечно, учреждения социальных служб.

Социальная работа в России, как уже отмечалось, в значительной мере ориентирована на преодоление последствий свершившихся событий, негативных результатов общественных явлений и процессов. Однако это не столько вина, сколько беда работников социальных служб всех уровней, ибо профилактический характер их работы определяется в первую очередь содержанием социальной политики. Социальная политика как, по существу, концентрированное выражение всех других видов политики имеет особое значение при решении вопросов межэтнических, межнациональных отношений в силу их комплексности и всеохватывающего характера.

Именно поэтому в многонациональных странах, как правило, создавались определенные органы, призванные профессионально заниматься всеми сторонами жизни социально-этнических общностей, национальными вопросами. Без согласования с такими органами другие управленческие структуры не решали ни одного вопроса, который касался тех или иных социально-этнических образований. В нашей стране такими органами в разное время были Народный Комиссариат по делам национальностей (1917-1923 гг.), Совет Национальностей ВЦИК (1923-1936 гг.). Государственный комитет по делам национальностей Российской Федерации (ранее РСФСР) (1990-1993 гг.). Государственный комитет Российской Федерации по делам Федерации и национальностей (с февраля 1993 г.).

Отрицать определенную позитивную роль этих органов в решении проблем межэтнических, национальных отношений было бы неправильно. В то же время необходимо подчеркнуть, что эффективность деятельности таких органов во многом зависит от степени развития общества в целом, действенности управления общественными процессами, содержания и направления социальной политики государства на том или ином этапе развития страны.

Именно поэтому во всех управленческих структурах на всех уровнях, в том числе в органах, профессионально занимающихся вопросами развития и взаимоотношений социально-этнических общностей, должны трудиться социальные работники, задача которых - отстаивать интересы людей, способствовать удовлетворению их насущных материальных и духовных потребностей. Социальные работники должны быть не только высокопрофессиональными специалистами в области межнациональных, межэтнических отношений, но и проводниками гуманистических идей, идей справедливости и равенства в отношениях между людьми в целом и в особенности между представителями разных социально-этнических общностей.

Поскольку межэтнические, межнациональные отношения проявляются во всех сферах общественной жизни, во всех видах общественных отношений, они должны стать своеобразными полигонами для решения межэтнических проблем, недопущения напряженности и конфликтов между общностями.

К примеру, в политической области следует обращать внимание социальных работников как представителей управленческих структур на формирование взаимоотношений центральной и местных властей, сочетание интересов Центра и субъектов Федерации, особенно межнациональных образований (пример - подписанные соглашения между Центром, Татарстаном и другими субъектами Федерации). Важное значение в недопущении межэтнических конфликтов имеет развитие самоуправления национально-государственных образований во всех областях общественной жизни. Проблема саморегулирования особенно актуальна для национальных групп и общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований. В последние годы в ряде многонациональных регионов страны решен (или решается) вопрос о наделении малочисленных народов или представителей национальных меньшинств определенными административно-территориальными правами.

Немалую роль может сыграть разъяснительная работа о целесообразности воссоздания автономных образований с целью недопущения или ослабления конфронтации между социально-этническими общностями и местным населением, проживающим на месте расположения упраздненных национальных образований уже многие годы.

Существенное значение имеют также подбор и расстановка кадров в национально-территориальных образованиях, принятие мер, которые обеспечивали бы равенство в возможностях занимать руководящие должности, участие в руководящих органах представителей всех национальностей с учетом их деловых и политических качеств, исключая механическое соблюдение пропорций в подборе руководящих кадров по национальному признаку.

Социальные работники могут оказывать влияние на подготовку и принятие законодательных и других актов, регулирующих деятельность различных органов, комитетов и союзов по вопросам межнациональных и национальных отношений.

Важная задача политических структур - прогнозирование развития национальных, межэтнических отношении, что позволит вовремя проявить инициативу, опередить противников насущных общественных реформ и националистически настроенных элементов, предупредить негативное развитие событий.

Надо сказать, что вопрос о государственно-политическом устройстве социально-этнических общностей достаточно сложен, поскольку следует учитывать разный уровень этого устройства (республика, автономия, национальный округ и т.д.), что связано прежде всего с численностью социально-этнических общностей, компактностью их проживания.

Необходимо более основательно изучить опыт Советского Союза, других стран, в которых территориальное разделение осуществлялось (или осуществляется) по национальному признаку.

Необходимо изучить опыт дореволюционной России, в которой не было никаких национально-государственных образований. Страна территориально делилась на губернии, (Как показывает практика межнациональных, межэтнических отношений во второй половине XX в. и в нашей стране и в других странах, в обозримом будущем территориально-государственное деление является предпочтительным).

В решении проблем межэтнических отношений важную роль могут сыграть международные документы, содержащие статьи или целиком посвященные межнациональным, межэтническим отношениям, правам, социальной защите различных социально-этнических групп населения. Важнейшими документами подобного рода являются «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Конвенция международной организации труда (МОТ) № 17 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (26 июня 1957 г.), Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (26 июля 1998 г.). Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим религиозным и языковым меньшинствам (принята Комитетом по правам человека в 1993 г.), и др,

Каждая страна обязана выполнять основные положения международных документов и стремиться реализовать свои законодательные и иные документы, касающиеся социально-этнической проблематики. В России такими документами, кроме, естественно, Конституции, являются Федеральные законы «О беженцах» (март 1993 г.), «О вынужденных переселенцах» (декабрь 1995 г.), «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» (июнь 1997 г.), «О национально-культурной автономии» (июнь 1996 г.). Федеральная миграционная программа (август 1996 г.) и др.

В этих документах речь идет о гарантии прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языковой принадлежности; о защите прав граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, не имеющим административно-территориальных, национально-государственных образований в Российской Федерации; о создании национально-культурных автономий; об обеспечении прав граждан, оказавшихся в положении беженцев, вынужденных переселенцев.

В целом можно признать, что законодательство Российской Федерации, различные другие нормативные документы Российской Федерации в основном соответствуют содержанию документов ООН и других международных организаций, несмотря на некоторые разночтения,

Проблема заключается в реализации существующих законодательных и других актов как российского, так и международного уровня. И если реализация первых затруднена главным образом из-за отсутствия соответствующей материально-технической базы, кризисного состояния нынешнего российского общества, то неполная реализация вторых является следствием этого кризисного состояния, нестабильности в стране, отсутствия действительной демократизации, изменения общественно-политической системы, не обеспечивающей социальную защищенность человека, не способствующей реализации прав граждан России, в том числе представителей социально-этнических общностей и групп.

Международная практика свидетельствует о необходимости создания механизмов быстрого, чрезвычайного реагирования на возникшие и обостряющиеся межэтнические конфликты: особых отрядов самообороны, армейских, милицейских и других правоохранительных формирований, способных предотвращать конфликтные ситуации; введения чрезвычайного (особого) положения на территории отдельных районов и регионов; роспуска незаконных вооруженных формирований; немедленного возбуждения уголовных дел; возмещения причиненного экономического ущерба и т.д.

Существенную роль в снятии межэтнических конфликтов, их недопущений могут и должны сыграть различные общественные объединения и институты, деятели искусства и науки, видные писатели, известные общественные и религиозные деятели.

В экономической области при налаживании экономических, хозяйственных связей между социально-этническими общностями очень важно учитывать природно-географические, национально-исторические и экономические возможности, использовать уже накопленный опыт, сложившееся разделение труда, формировать экономические отношения на хозрасчетной основе, что особенно существенно в условиях создания рыночных отношений, единого экономического пространства в рамках тех или иных государственных образований (в данном случае и внутри России, и внутри СНГ). Все это будет способствовать предотвращению чрезмерной миграции рабочей силы в другие республики, регионы и районы и выработке мер по трудоустройству незанятого трудоспособного населения в трудо избыточных областях страны (или стран).

Следует особо подчеркнуть важность создания единого экономического пространства России - это один из факторов создания благоприятных условий для экономического развития каждого региона страны, реализации принципов здорового экономического федерализма во взаимоотношениях и распределении полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации. При этом местные органы власти на своей территории, где и проживают представители различных социально-этнических групп, должны обладать правами, а также иметь доходы для организации оптимального социального обеспечения всех групп населения, развития производственной и социальной инфраструктуры.

Особого внимания требуют так называемые депрессивные территории (районы Севера, моноотраслевые города, зоны радиоактивного заражения, отдаленные регионы), где и проживает (особенно на Севере) значительная часть малочисленных и малых народов, Здесь центром внимания высших и региональных, и государственных органов должны быть природно-климатические условия, демографическая ситуация, оказывающие негативное влияние на социальное положение людей. Именно на этих территориях должна применяться система различного рода льгот, в частности снижение тарифов на транспорте и связи, на энергоносители; надо восстановить прежнюю (действующую до 90-х гг.) систему своевременного завоза топлива (т.е. в сентябре, а не в марте следующего года в сопровождении ледокола), В 1998 г., к примеру, на 1 октября в Корякский национальный округ было завезено только 28,3% угля, 13% дизельного топлива, 84% дизельного масла, 10% продовольствия, 40% бензина и авиационного керосина. Практически не действуют промышленные предприятия, резко сократилось сельскохозяйственное производство, в том числе поголовье оленей. Оленеводы в течение более 5 лет не получают зарплату. Во многих селах безработными являются 80% жителей.

В силу отсутствия у многих жителей паспортов (поскольку они не имеют возможности сфотографироваться на паспорт) они не могут получать пособия по безработице. Многие дети не учатся: в селах нет школ, а в районных центрах - интернатов. Люди стремятся уехать из этих мест, и их численность постоянно сокращается.

Это характерно, для всех районов Севера. Таковы результаты реформ.

В социальной среде (здесь особенно важна роль социальных работников, социальных служб) первостепенное значение имеет реализация принципа социальной справедливости (распределения жилья, детсадов, морального и материального стимулирования, возможности поступления в вузы и средние специальные учебные заведения на основе всеобщего бесплатного среднего и средне специального образования, а также преобладания бесплатного образования в вузах страны) с учетом всех проживающих в том или ином регионе (республике) социально-этнических общностей и групп.

Государство обязано обеспечить социальные гарантии каждому человеку, в том числе, конечно, представителям социально-этнических общностей. Это предусматривает обеспечение уровня жизни не ниже прожиточного минимума, бесплатное (или обеспеченное доходами) образование, медицинское и социальное обслуживание всего населения.

В условиях кризиса государство должно обеспечить прежде всего адресную помощь наиболее нуждающимся слоям населения (детям, матерям-одиночкам, многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, временно безработным людям), минимальную заработную плату не ниже прожиточного уровня (при постоянной ее индексации), сбережения граждан, занятость населения (не более 2- 4% безработных), своевременность выплаты зарплаты, пенсий и других государственных выплат. Решая вопросы социального обеспечения, следует обращать особое внимание на группы людей, оказавшихся на положении беженцев и вынужденных переселенцев, независимо от их этнической и национальной принадлежности.

В условиях кризиса важно добиться полного государственного обеспечения социальных учреждений (детских домов, интернатов, домов для престарелых) на уровне не ниже прожиточного минимума.

Чтобы избежать ситуации 90-х гг. характеризующейся неплатежеспособностью потребителей и дефицитом товаров и продуктов первой необходимости, государству необходимо ввести гарантированное натуральное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей, детей, малообеспеченных пенсионеров и инвалидов.

Особое значение в социальной защите населения, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев, приобретает поддержание здоровья посредством системы как государственных (в первую очередь», так и негосударственных учреждений, включая систему медицинского страхования и сеть поддерживаемых государством профилакториев, домов отдыха, санаториев и курортов.