53.Личность социального работника, его профессиональный и духовно-
нравственный портрет
Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.
Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.
Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.
Раскрывая личностные качества социального работника, Е.Н. Холостова разделяет их на три группы:
- первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
- вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
- третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
Как показывает зарубежный опыт, от социального работника ожидается очень много. В соответствии со «Стандартами классификации практической социальной работы в США» ему необходимо иметь представление о:
- теории и методике работы с отдельным клиентом и их группой;
- ресурсах и услугах, предоставляемых обществом (общиной);
-программах и целях социальных служб как в штате, так и на федеральном уровне;
- организации местной инфраструктуры и развитии служб здравоохранения и социального обеспечения;
- основах социально-экономической и политической теории;
-расовых, этнических и других культурных группах в обществе (их морально-нравственных ценностях, жизненных укладах и вытекающих отсюда проблемах);
- результатах профессиональных и научных исследований, которые можно использовать в практической работе;
- концепциях и методах социального планирования;
- теории и практике проведения наблюдений, в частности, за практической социальной работой;
- теории и практике управления персоналом;
- социальных, психологических, статистических исследовательских методах и методиках;
- теории и концепции управления службами социальной защиты населения;
- факторах окружающей среды и общества, влияющих на клиента;
- теориях и методах психосоциальной оценки различных видов и форм вмешательства со стороны социальных служб, а также дифференциальном диагнозе состояния клиента;
- теории и практике организационных и социальных систем и методов поощрения улучшения их работы;
- теории и методах адвокатской практики;
- этических стандартах и практике профессиональной социальной. работы;
теории и методах преподавания и обучения;
- тенденциях в проводимой политике социальной защиты населения;
- законах и постановлениях на местном, федеральном уровнях, а также на уровне штатов, влияющих на различные виды социальных услуг.
«В Финляндии социальный работник обязан проводить в жизнь следующие принципиальные установки.
1. Быть корректным.
2. Помогать клиенту избавиться от комплекса неполноценности.
3. Обеспечивать свободу выбора.
4. Конфиденциальность.
5. Превентивный характер.
6. Поощрение самостоятельности.
Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:
- воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
- фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
- адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений. Теория и методика социальной работы.
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
-анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
-анализировать и выявить проблемы и концепции;
-применять на практике свои знания и понимание проблем;
-применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
-создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
-выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
-выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
-распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
-содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
-наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
-общаться вербально, невербально и письменно;
-организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
-вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
-ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
-вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
-выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
-действовать в алгоритме выработки решения;
-вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
-нести четкие и лаконичные записи;
-проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
-готовить доклады и докладывать;
-организовывать, планировать и контролировать работу;
-добывать информацию с помощью доступной технологии;
-исследовать и распознавать потребности в услугах;
-расширять сферы своих услуг;
-использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций. Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
- 1. Теория социальной работы как наука: основные направления исследований, место в ряде других наук.
- 2. Гуманистический подход - методологическая основа науки и профессиональной деятельности социального работника.
- 3. Теория социальной работы как наука и ее изучение в высшей школе. Цели и задачи учебного курса
- Теория социальной работы как учебная дисциплина
- 4.Теория социальной работы как наука: предмет и объект ее исследования.
- 5.Функции, структура и уровни социальной работы.
- 7.Нравственно-гуманистическая функция социальной работы.
- 9.Субъекты социальной работы.
- 10.Категории социальной работы.
- 11 .Закономерности и принципы социальной работы.
- 12.Основные теории и модели социальной работы.
- 13.Комплексно-ориентированные теории социальной работы.
- 14.Методы социальной работы: общая характеристика.
- 15.Социально-экономические методы социальной работы: общая характеристика, особенности.
- 17.Психолого-педагогические методы социальной работы: общая характеристика, особенности
- 18.Эффективность социальной работы и методики ее оценки.
- Критерии эффективности социальной работы
- 21 .Государственно-правовые основы социальной работы
- 22.Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы
- 23.Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности.
- 24.Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в рф.
- 25.Структура системы социальной защиты населения.
- 26.Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.
- 27.Разграничение полномочий между различными уровнями власти в
- 28.Закон рф «о социальном обслуживании населения в Российской
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные принципы социального обслуживания населения
- Глава III. Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов российской федерации в области социального обслуживания населения
- Глава IV. Условия и виды социального обслуживания населения
- Глава V. Порядок предоставления социальных услуг
- Глава VI. Права и обязанности получателей социальных услуг
- Глава VII. Права и обязанности поставщиков социальных услуг
- Глава VIII. Права и обязанности социальных работников
- Глава IX. Организация, финасирование, контроль в области социального обслуживания населения
- Глава X. Заключительные положения
- 29.Финансирование социальной работы.
- 30.Региональные особенности функционирования органов социальной защиты населения.
- 31 .Материально-бытовые и духовные потребности человека и проблема
- 32.Основные направления государственной политики по социальной защите
- 34.Государственная политика в области занятости населения. Безработица как социальная проблема.
- 35.Дифференциальный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека.
- 36.Совершенствование социальной работы с семьей.
- 37.Проблемы социальной защиты материнства и детства.
- Глава 20. Ук рф - Преступления против семьи и несовершеннолетних – содержит меры наказания за преступления:
- 38.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков
- 39.Женщины как объект социальной защиты.
- 40.Социальная работа с молодежью.
- 41.Концепции девиантного поведения.
- 42.Одиночество как социальная «болезнь».
- 43.Пожилые люди как объект социальной работы
- 44.Проблемы социальной реабилитации и помощи инвалидам.
- 45.Социальная работа в пенитенциарной системе.
- 46.Социальная защита военнослужащих и членов их семей.
- 47.Бездомность в России: проблемы и решения
- 48.Бродяжничество как социальная проблема.
- 49.Миграционные процессы в обществе и их социальные последствия
- 50.Миграционная политика в современных условиях и механизм ее реализации
- 51.Основные направления социальной работы в разрешении межэтнических проблем.
- 52.Волонтерское движение в социальной работе
- 53.Личность социального работника, его профессиональный и духовно-
- 54.Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования
- 55.Профессиональное мастерство социального работника.
- 56.Права и обязанности социального работника.
- 57.Общественный имидж и статус социального работника
- 58.Мотивация деятельности социального работника.
- 59.Профессиональные риски в социальной работе.
- 60.Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе.