59.Профессиональные риски в социальной работе.
Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:
• ощущение эмоционального истощения;
• наличие враждебности по отношению к клиентам;
• наличие психосоматического заболевания;
• нарушение аппетита;
• негативная самооценка;
• возрастание агрессивности и чувства вины и др.
Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников. Социальные работники должны хорошо представлять профессиональные риски, их социально-психологическую и биологическую природу, иметь информацию о способах предупреждения такого рода заболеваний, правильно реагировать на их наличие. Социальный работник должен иметь представление о различных формах проявления психологического кризиса на том или ином этапе своей деятельности. Важнейшая задача органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, — не столько содействие им в профессиональном развитии и продвижении по службе, а сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Очень важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.
Организация мониторинга здоровья социальных работников — важнейшее направление деятельности социальных служб и в целом системы социального обслуживания населения.
В условиях, когда многие функции постепенно переходят от государства к общественным организациям, принципиально важным является активизация роли этих организаций — Ассоциации работников социальных служб, Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, Ассоциации социальных работников — в становлении профессиональной социальной работы, сохранении социального здоровья всех работников социальных служб.
Ассоциации активно способствовали созданию системы подготовки социальных работников в стране, которая включала в себя подготовку и переподготовку специалистов для социальных служб; издание научной и учебно-методической литературы по проблемам социальной работы; разработку и принятие государственных стандартов высшего профессионального образования по социальной работе; становление социальных служб нового типа (комплексных, многопрофильных, специализированных); использование зарубежного опыта социальной работы и развитие международного сотрудничества в области социальной работы.
Вместе с тем совершенно очевидно, что в настоящее время потенциал ассоциаций полностью не реализован, разобщенность в действиях, а иногда и их противостояние препятствуют усилению роли этих общественных организаций в становлении в России профессиональной социальной работы. Ассоциации недостаточно внимания уделяют повышению статуса профессии и социально-экономического положения работников социальных служб. В России еще не учрежден День социального работника, уровень должностных окладов специалистов социальных служб низок, специалисты по социальной работе сами не защищены от трудных жизненных ситуаций. Общественные организации могли бы сыграть более значимую роль в создании механизмов отстаивания интересов профессиональных работников социальных служб. Но решение актуальнейших вопросов, касающихся интересов социальных работников и социальных педагогов, возможно лишь при условии независимости ассоциаций как от Минтруда России, Минобразования России, Российской академии образования, так и от региональных органов управления, областных и городских администраций. Представляется, что следующий этап становления профессионализма в области социальной работы потребует перестройки деятельности общественных организаций с целью их более полного и активного выражения интересов специалистов. Сотрудничество с государственными и местными органами управления должно дополняться лоббированием интересов работников социальных служб на федеральном, региональном и местном уровнях.
- 1. Теория социальной работы как наука: основные направления исследований, место в ряде других наук.
- 2. Гуманистический подход - методологическая основа науки и профессиональной деятельности социального работника.
- 3. Теория социальной работы как наука и ее изучение в высшей школе. Цели и задачи учебного курса
- Теория социальной работы как учебная дисциплина
- 4.Теория социальной работы как наука: предмет и объект ее исследования.
- 5.Функции, структура и уровни социальной работы.
- 7.Нравственно-гуманистическая функция социальной работы.
- 9.Субъекты социальной работы.
- 10.Категории социальной работы.
- 11 .Закономерности и принципы социальной работы.
- 12.Основные теории и модели социальной работы.
- 13.Комплексно-ориентированные теории социальной работы.
- 14.Методы социальной работы: общая характеристика.
- 15.Социально-экономические методы социальной работы: общая характеристика, особенности.
- 17.Психолого-педагогические методы социальной работы: общая характеристика, особенности
- 18.Эффективность социальной работы и методики ее оценки.
- Критерии эффективности социальной работы
- 21 .Государственно-правовые основы социальной работы
- 22.Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы
- 23.Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности.
- 24.Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в рф.
- 25.Структура системы социальной защиты населения.
- 26.Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.
- 27.Разграничение полномочий между различными уровнями власти в
- 28.Закон рф «о социальном обслуживании населения в Российской
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Основные принципы социального обслуживания населения
- Глава III. Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов российской федерации в области социального обслуживания населения
- Глава IV. Условия и виды социального обслуживания населения
- Глава V. Порядок предоставления социальных услуг
- Глава VI. Права и обязанности получателей социальных услуг
- Глава VII. Права и обязанности поставщиков социальных услуг
- Глава VIII. Права и обязанности социальных работников
- Глава IX. Организация, финасирование, контроль в области социального обслуживания населения
- Глава X. Заключительные положения
- 29.Финансирование социальной работы.
- 30.Региональные особенности функционирования органов социальной защиты населения.
- 31 .Материально-бытовые и духовные потребности человека и проблема
- 32.Основные направления государственной политики по социальной защите
- 34.Государственная политика в области занятости населения. Безработица как социальная проблема.
- 35.Дифференциальный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека.
- 36.Совершенствование социальной работы с семьей.
- 37.Проблемы социальной защиты материнства и детства.
- Глава 20. Ук рф - Преступления против семьи и несовершеннолетних – содержит меры наказания за преступления:
- 38.Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков
- 39.Женщины как объект социальной защиты.
- 40.Социальная работа с молодежью.
- 41.Концепции девиантного поведения.
- 42.Одиночество как социальная «болезнь».
- 43.Пожилые люди как объект социальной работы
- 44.Проблемы социальной реабилитации и помощи инвалидам.
- 45.Социальная работа в пенитенциарной системе.
- 46.Социальная защита военнослужащих и членов их семей.
- 47.Бездомность в России: проблемы и решения
- 48.Бродяжничество как социальная проблема.
- 49.Миграционные процессы в обществе и их социальные последствия
- 50.Миграционная политика в современных условиях и механизм ее реализации
- 51.Основные направления социальной работы в разрешении межэтнических проблем.
- 52.Волонтерское движение в социальной работе
- 53.Личность социального работника, его профессиональный и духовно-
- 54.Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования
- 55.Профессиональное мастерство социального работника.
- 56.Права и обязанности социального работника.
- 57.Общественный имидж и статус социального работника
- 58.Мотивация деятельности социального работника.
- 59.Профессиональные риски в социальной работе.
- 60.Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе.