18 Технологии коммуникаций в практике скд.
Массовая коммуникация (МК)[9] - Важный процесс связи и передачи информации группе людей одновременно с помощью средств масс медиа. Особенностями процесса МК являются:
Массовость аудитории; ее гетерогенность;
Использование высокоскоростных и репродуктивных текстов средств связи и информации;
Быстрое распространение сообщений;
Относительно небольшая потребительская стоимость информации.
По определению С. Хеда: МК - это почти одновременная доставка массовой информации посредством ее быстрого репродуцирования и распространения значительному и недифференцированному в массе своей количеству людей. Только в системном единстве все эти особенности образуют понятие массовая коммуникация.
Главным для коммуникации остается ее восприятие как социально-культурного взаимодействия людей, групп и организаций, государств и регионов посредством информационных связей. Массовая коммуникация позволяет установить информационные связи с широкими слоями общественности и является по сути содержанием в журналистской и PR-деятельности.
По мере накопления человеком социально-культурного опыта усложнялись орудия труда, и вместе с тем упрощались способы сообщений друг с другом, племени и общности людей с другими племенами и общностями. А это означает, что упрощались и приобретали все большую массовость способы и знаковые системы коммуникативных процессов. В хозяйственной, экономической деятельности развивалась коммуникация, дававшая импульсы новым видам деятельности и коммуникации.
На исследования процессов устной, письменной, печатной и разного рода другой технической (фото-, кино-, радио-, телеммуникации) обращено у ряда отечественных и западных мыслителей к самим началам человечества и социального знания о человеке и мире. Русские философы В. Вернадский, П. Флоренский, М. Бахтин, Л. Выготский, Ю. Лотман не разделяли человечество на массовое и немассовое. Так же как человек вошел в мир бесшумно (онтогенез), так и массовость человечества не заявляла как-то единовременно о своей массовости (филогенез). Концептуально две позиции на массовую коммуникацию расходятся как раз в пункте "массовость". При этом вопрос о развитии социально-культурных отношений увязывается с техническим прогрессом, сделавшим коммуникацию, действительно, массовой.
Если изобретение печати послужило массовому расширению коммуникации в диахроническом (вертикальном, историческом) процессе, то изобретение других технических средств дало толчок массовости коммуникации как в диахроническом, так и в синхроническом (горизонтальном, относительно одновременном) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и ярко.
П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают МК в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому, если обобщить их суждения о МК и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):
присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям; укрепления социальных норм; наркотизации социума.
То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно (а часто и преднамеренно - В. Б.) преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию". (П. Лазарсфельд, Р. Мертон. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие.// М. М.Макаров. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000, с.144-145).
В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, дается большое количество определений понятия "коммуникация". Оно обозначает феномен, находящийся в фокусе изучения процессов как в области фундаментальных, так и социальных наук, интегрирующих эти процессы через сообщение. Этими словами начинается статья об изучении коммуникации в Международной энциклопедии коммуникации [Gerbner G, Schramm W. Commukations, Studi of// International Encyclopedia of Communikations/ Vol. 1. P.358.]. Причины интегративной природы теории коммуникации авторы энциклопедии объясняют тем фактом, что корни ряда основных проблем современной коммуникационной революции и изучающей ее науки уходят в глубь веков. Ведь как мы уже отмечали, информативно-системные связи составляют основу социальности человечества в создании, сохранении и исторической трансляции для будущих поколений его социально-культурных ценностей и традиций.
Истинной, личностно освоенной социальностью считает коммуникацию немецкий философ Ю. Хабермас. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать людям возможность совершенно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Последние исторически изменяются, и поэтому требуют постоянного спора о себе. Исходя из этого, у Ю. Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация [См.: Современная западная теоретическая социология. Вып. 1. Ю. Хабермас. М.. 1992]. Немецкий ученый развил свою концепцию на основе ряда положений своего предшественника в немецкой философии - К. Ясперса, утверждавшего, что истина - это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация - это коммуникация по поводу искания истины.
Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения.
То есть коммуникация – основа социального взаимодействия, опирающаяся на технические средства связи.
- 1. Технологические основы социально-культурной деятельности.
- 2. «Технология» как термин и метапонятие.
- 3. Технология скд как социокультурная система.
- 4. Технология скд как социокультурная наука.
- 5. Технология скд как технологический процесс.
- 6. Основные подсистемы и элементы технологии скд.
- 7 Структура и функции социокультурных технологий.
- 8 Специфика целеполагания в социокультурных технологиях.
- 9 Педагогические основы технологий скд.
- 10 Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.
- 11.Классификация технологий скд.
- 12 Специфика исследовательских технологий в скс
- 13. Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов.
- 14 Виды исследовательских технологий.
- 15 Сущность и специфика проектных технологий в скс.
- 17 Характеристика современной базы проектных технологий в скс.
- 18 Технологии коммуникаций в практике скд.
- 19 Pr как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике.
- 21 Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития.
- 22 Сущность, типология и структура образовательных технологий.
- 23 Технологии культуротворческой деятельности.
- 24 Назначение и содержание культуроохранных технологий.
- 25 Роль и значение рекреационных зон досуга и творчества в реализации современных технологий в скд.
- 26 Игровые технологии в скс.
- 27 Специфика анимационных технологий.
- 28 Технологический алгоритм разработки культурно-досуговой программы.
- 29. Сущность и классификация социально-защитных технологий.
- 30. Технология организации инициативного клуба.
- 31. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 32. Технологии социально-культурной деятельности молодежи.
- 33. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 34. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей.
- 35 Технологии организации семейного досуга.
- 36. Общая характеристика управленческих технологий в скс.
- 37. Специфика и содержание этнонаправленных технологий.