19 Pr как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике.
Говоря о паблик рилейшенз, как о коммуникационном управлении, репутации руководства и внешних отношениях руководства, можно выделить 10 основных принципов PR, сформированных Фрейзером Лайкли из Канадского общества паблик рилейшенз:
1). Паблик рилейшенз имеют дело с реальностью, а не с внешними фасадами. Политика паблик рилейшенз – это продуманно составленные программы, отдающие приоритет интересам общества. ( PR занимается делами, а не словами).
2). Паблик рилейшенз – это служебная сфера деятельности, где преобладают не личные выгоды, а общественные интересы. ( PR – общественное, а не личное дело.)
3). Так как PR- специалист обращается к общественности за поддержкой программ и политики, то именно общественные интересы составляют главный критерий, по которому эти программы и политика выбираются. ( PR- специалист должен иметь мужество, чтобы сказать «нет» своему клиенту или отвергнуть деструктивную программу.)
4). Так как PR- специалист вступает в контакт с широкими массами через СМИ, представляющие собой каналы всеобщей коммуникации, нельзя наносить вред этим каналам. ( PR- специалист не должен обманывать СМИ, будь то явно или скрыто.)
5). Поскольку PR- специалист является посредником между организацией и ее сотрудниками, он должен в совершенстве владеть мастерством контактов – передавать информацию от одной стороны к другой до тех пор, пока не будет достигнуто понимание. ( PR-специалиста можно назвать подлинным правозащитником. )
6). Чтобы обеспечивать двусторонние коммуникации и делать это с полной ответственностью, PR- специалист должен широко использовать научные исследования в области общественного мнения. ( PR- специалист не может позволить себе играть в «угадайку».)
7). Чтобы понять, что говорят люди и эффективно взаимодействовать с ними, PR- специалист должен привлекать общественные науки – психологию, социальную психологию, общественное мнение, теорию общения и семантику. (Нельзя опираться только на интуицию.)
8). Так как к PR имеют отношение разные сферы деятельности, PR- специалист должен проводить свою работу в сотрудничестве с другими, смежными дисциплинами, в том числе теорией педагогики, другими психологическими теориями, социологией, политологией, экономикой и историей. ( Сфера PR требует подготовки в разных областях знаний.)
9). PR- специалист обязан оповещать общественность о проблемах, прежде чем эти проблемы обернутся кризисом. ( Он должен своевременно подавать сигналы тревоги и советовать что делать, чтобы люди не были застигнуты врасплох.)
10). PR- специалиста можно «измерить» только одной меркой – этической. ( Деятель PR ровно настолько хорош или плох, насколько хороша или плоха репутация, которой он добился.)
Говоря о формах деятельности современного PR- сотрудника, следует помнить о том, что PR не только включает в себя различные сферы общественной деятельности, но также и отличается от них. Паблик рилейшенз включает в себя :
а). Агитация в печати (пресс- посредничество) - это написание материалов или организация и планирование специальных мероприятий с целью привлечения внимания средств информации к личности, институту, идее или продукции и обеспечения общественной заметности. 2, стр30.; 1, стр6.. Современные пресс - агенты ( пресс- посредники) – опытные профессионалы своего дела, которые, как правило стремятся избегать нечестной игры, дутой и пафосной рекламы, если она не является шуткой и не воспринимается в качестве таковой.
б). Продвижение товара (содействие) – это функция паблик рилейшенз, предусматривающая специальные усилия активность или организованное событие), рассчитанные на формирование и стимулирование интереса к личности, товару, организации или направлению деятельности. Продвижение товара нацелено на то, чтобы поддержать личность, продукцию, институт или идею. Успех рекламных кампаний зависит от того, насколько эффективно они используют различные инструменты PR, помня о том, что «чем больше средств» еще не значит «тем лучше». Примерами кампаний по продвижению товара могут служить различные мероприятия по сбору средств, кампании, проводимые церквями, благотворительными обществами, организациями здравоохранения, заповедниками. Реклама, кампании по сбору средств и все сопутствующие им громкие акции представляют собой только один вид деятельности PR, который может входить во все программы паблик рилейшенз. Любое мероприятие, организованное для формирования заинтересованности со стороны общественности к какому-либо делу, должно быть легитимным, проводиться в рамках действующего законодательства, в противном случае оно может привести к неожиданным результатам.
в). Популяризация (паблисити) – это информация из независимого источника, используемая средствами информации потому, что она имеет ценность новости. Это неконтролируемый метод размещения сообщения в средствах информации, поскольку источник сообщения ничего не платит прессе за размещение. Специалисты по паблисити – это журналисты, однако ошибочным является использование различными институтами термина «паблик рилейшенз» для обозначения журналистской деятельности. Журналисты осуществляют насущную функцию– распространение информации, но в целом, они не принимают участия в разработке политики. Только советники по PR, работающие вместе с руководством организации, могут существенно влиять на управленческие решения. Популяризуются не всегда хорошие новости. Во время кризиса для организации важнее всего как можно скорее самой рассказать о случившемся, прежде чем СМИ сделают это по своему разумению журналист в данной ситуации – это собственный корреспондент организации, распространяющий информацию как внутри, так и вне организации. Популяризация не является паблик рилейшенз, это только один из инструментов, применяемых в PR- деятельности.
г). Общественная деятельность. Многие PR- специалисты, раскрывая содержание своей работы, пользуются понятием «общественная деятельность», но это – неверно. Работа служб или отделов государственных учреждений по делам общественности – особый вид паблик рилейшенз, связанный с налаживанием и поддержанием доброжелательных отношений между правительственными учреждениями, органами самоуправления и широкой общественностью. На национальном уровне такая деятельность связана как с официальным общением государственных учреждений с гражданами, отдельными их группами, так и с информационной работой. В федеральных правительственных агентствах США, включая военные ведомства, термин «общественная деятельность» используется для обозначения более широкой сферы ответственности, чем «массовая информация», в которую входит просто распространение информации. работник СМИ – это публицист, тогда как тот, кто занимается общественной деятельностью в правительстве, часто ответственен за формирование политики.
д). Исследования. Основной правильной стратегией в PR являются исследования – исследования в области общественности и общественного мнения, ровно как ситуаций и обстоятельств, формирующих среду общественного мнения. В исследования, относящиеся к персоналу организаций, входят опросы людей и наблюдения за их поведением. Другими исследованиями устанавливается, какие темы и вопросы волнуют людей, какие события и как повлияли на общественное мнение или оно повлияло на них. Профессионалы PR занимаются как первичными, так и вторичными исследованиями. Первичные исследования – это сбор новой информации, вторичные – предполагают анализ данных, собранных другими, с целью прийти к каким-то заключениям и выработать рекомендации ( одна из таких рекомендаций может состоять в том, чтобы проделать первичное исследование.).
е). Дизайн. Внешний вид исходящих деловых бумаг организации приобрел огромное значение, в связи с повышением требований к их оформлению распространителей информации по ее массовым каналам. Все аудитории паблик рилейшенз – это «читатели-добровольцы», которые отвергают любую невыразительную презентацию или сообщение, «недружественное пользователю». Широкое признание получили навыки владения компьютером и умения оформлять текст. Деловые бумаги, иногда похожие больше на черновики, нуждаются в редактировании и требуют определенного дизайна.
ж). Реклама. Стратегическая задача рекламы – вызвать желание, создать мотивировку для спроса на товар. Стратегия PR – формирование доверия, на основе чего только и возникает положительное отношение к организации, как к социальному институту. В задачи рекламы входит разработка рекламных объявлений, подготовка их текстов и покупка времени и места для их распространения. То есть реклама, хотя и дополняет общую программу паблик рилейшенз, функция ее несколько иная. Реклама в виде бесплатного или предварительно оплаченного времени и места – это инструмент PR, часто используемый для дополнительных публикаций, продвижения товара и печатной агентской деятельности.
з). Маркетинг. Как и в рекламе, исследования и тестирования играют важную роль в маркетинге, однако способы тестирования, применяющиеся в рекламе, могут быть лишь частью маркетинговых исследований. Маркетологам нужно знать лишь 2 вещи: 1) – востребован товар или услуга; 2) – если да, то кому и в какой форме они могут быть реализованы. Маркетинговые исследования бесценны для профессионалов PR, потому что они дают информацию о потребителях – важной составляющей объектов PR.
и). Мерчандайзинг. (торговля) В противовес маркетингу мерчандайзинг прежде всего связан с внешним видом продукта, идеи и даже личности политического деятеля. Исследователей в области торговли интересует, какие именно скрытые эмоции воздействуют на восприятие продукции, какая форма упаковки наиболее удобна потребителям, какой цвет скорее привлечет внимание, какая демонстрация товара вызовет реакцию у людей. Ответы на эти вопросы крайне необходимы для продавцов и дилеров, являясь важной частью маркетинговых и рекламных исследований в ходе больших рекламных кампаний. Их работа зачастую становится важнейшей составной частью PR .
20 Общая характеристика информационно-просветительных и рекламных технологий.
Различия методов рекламного воздействия на потребителей товаров индивидуального потребления, товаров производственного назначения и предприятия. Реклама - самый действенный инструмент в попытках предприятия модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность. С точки зрения формирования спроса и стимулирования сбыта принципиальное значение имеет разделение товаров на две большие группы: товары индивидуального потребления и товары производственного назначения. В соответствии с этим делением методы рекламного воздействия существенно различаются. Товары производственного назначения предназначены для производства изделий и/или услуг, а следовательно, для получения прибыли. Принимают решение о покупке товаров производственного назначения совсем не те лица, которые непосредственно их используют, а само решение обычно принимается коллегиально на достаточно высоком уровне, нередко после длительного обсуждения. Так как неверный выбор, особенно в случае приобретения сложного и дорогостоящего оборудования, может привести к большим финансовым потерям и снижению конкурентоспособности данного предприятия. Существует заблуждение в том, что реклама и другие мероприятия, связанные с формированием спроса и стимулирование сбыта товаров производственного назначения должны быть адресованы специалисту. Между тем решение принимает вовсе не инженер-специалист, а бизнесмен, управляющий. Даже если предположить, что бизнесмен - в прошлом хороший технический специалист, он все равно будет рассматривать товар сначала с экономических и организационно-коммерческих, а только потом с технических позиций. Поэтому лица, на которых должны быть в первую очередь направлены акции по рекламе, чьи интересы и психологию следует учитывать, - это управляющие и бизнесмены, которые, в свою очередь, должны предполагать, к каким социально-экономическим результатам может привести применение предлагаемого изделия, какие выгоды получит его потребитель. Именно поэтому предлагающие товар должны рассматривать его “глазами покупателя”. Для решения вопроса о покупке недостаточно информации о социально-экономических и общественно значимых характеристиках товара ( таких как, снижение энерго-, материало- и трудозатрат, уменьшение вредного воздействия на природную среду, улучшение финансовых показателей производственных процессов). Предлагая свой товар, предприятие очень часто, по сути, пытается уговорить покупателя отказаться от прежнего поставщика. И будет естественно, если это предложение встретят с осторожностью или с недоверием. Чтобы снизить у покупателя “барьер осторожности”, следует найти веские, правдивые и не вызывающие сомнений аргументы, из которых будет следовать, что заявленные социально-экономические и технические характеристики товара соответствуют действительности. Аргументы вызовут доверие особенно тогда, когда они будут подкреплены свидетельствами независимых фирм и организаций, профессионально занимающихся испытанием и сертификацией товаров. Хотя потенциальных покупателей товаров производственного назначения обычно значительно меньше, чем покупателей товаров индивидуального потребления, все же их число весьма велико. Поэтому реклама в отношении товаров производственного назначения может быть такой же объемной и дорогостоящей акцией, как и в случае с товарами индивидуального потребления. Если говорить о товарах индивидуального потребления, то необходимо отметить, что они используются (потребляются) обычно теми, кто их покупает. Решение о покупке принимается единолично покупателем, в иных случаях, после обсуждения с членами семьи, причем время принятия решения порой занимает несколько секунд. Мотивы приобретения определяются личными потребностями покупателя. На решение о покупке оказывают большое влияние эмоции, особенно вызванные рекламой, а также модой, стремлением к подражанию знаменитостям, использующим данный товар. Товары индивидуального назначения подразделяются на товары краткосрочного и длительного пользования, что также вносит определенные нюансы в решение об их покупке. Товары индивидуального назначения обычно предназначены для широких кругов населения, поэтому они тиражируются в сотнях тысяч, миллионах и даже десятков миллионов штук. Соответственно для продажи требуются разветвленные товаропроводящие и сбытовые сети, как правило, многоступенчатые. Для успешного сбыта товара индивидуального назначения необходимо, чтобы конечные потребители (покупатели) были хорошо осведомлены о потребительских свойствах предлагаемого товара, местах продажи, ценах и т.д. А поскольку решения о покупке принимают миллионы людей, то становятся необходимыми широкомасштабные, нередко общенациональные рекламные компании, требующие значительных средств. Престижная реклама, которую часто называют корпоративной или фирменной - это коммерческая пропаганда положительного образа предприятия. Престижная реклама обращена к общественности в самом широком смысле. Задачи престижной рекламы состоят в том, чтобы создать благоприятное впечатление о рекламируемом предприятии, а также убедить общественность, что деятельность того или иного предприятия является общественно полезной. Наиболее распространенные способы осуществления престижной рекламы таковы: Ё подготовка и публикация в специальных журналах редакционных (не рекламных) материалов о последних достижениях того или иного предприятия в разработке и организации производства новых товаров, о социально значимых направлениях деятельности предприятия и т.п.; Ё организация пресс-конференций с приглашением не только прессы, но и представителей общественности, политических деятелей, знаменитостей из различных сфер науки, культуры, спорта и т.п.; Ё распространение собственной печатной продукции в форме фирменных журналов, брошюр, буклетов и т.п., в которых представлена история предприятия, его производственные достижения, общественно полезная деятельность, забота о благе потребителей; Ё участие в благотворительных акциях (взносы в благотворительные фонды, участие в других акциях в поддержку малоимущих слоев населения, больных детей, инвалидов, пенсионеров и др.); Ё поддержка организаций здравоохранения, культуры, спорта, просвещения, образования и т.п. Одним словом, предприятие должно заботиться о своей репутации, не забывая о потребителе и его мнении.
Ведущие методы: внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия. Формы: обзоры, доклады, панорама событий,, комментарии, вопросно-ответные формы, тесты, «микрофон в зале», встречи с интересным собеседником.
2. Дальнейшее развитие интереса к информации, ее закрепление и углубление. Дифференциация интересов. Преобладающие методы: убеждения, одобрения, примера, авторитета. Метод перспективных линий. Формы: пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, ток-шоу, конкурсно-познавательные программы, ассамблеи.
3. Закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельно-творческой познавательной деятельности. Формы закрепления, проявления - участие в образовательно-просветительских и организационных видах деятельности - Советах, детских парламентах, объединениях, ассоциациях, обществах.
В самом общем виде всю информационно-просветительскую работу учреждений социально-культурной сферы можно разделить на три вида: устную, наглядную и художественно-публицистическую.
Устный вид информационно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вербального общения
Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художественно-публицистический вид информирования является синтезом публицистики и искусства.
Говоря о видах информационно-просветительской деятельности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию.
В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:
1) рационально-познавательные;
2) эмоционально-зрелищные;
3) познавательно-поведенческие; 4) комплексные; диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и аудитории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники; чтения.
Следует отметить, что при организации и проведении разнообразных форм информационно-просветительской деятельности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветительской деятельности.
Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, отказ от догматизма. Диалог и диалоговые программы выступают в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых носителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.
На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:
• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей;
• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;
• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;
• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;
• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».
• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;
• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.
Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. Обеспечивающая ее в советский период идеологическая система ушла в прошлое, но многие методы не устарели: информирование, комментирование, разъяснение, обобщение, убеждение, положительный пример, конструктивный опыт. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе. «Искусство становится всего лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жевательной резинки. Каждый день мы слышим избранные темы Баха, Бетховена как приложение к красноречивой рекламе масла, банковского оборудования, автомобилей, слабительных средств. Они становятся лишь спутниками более «солидных» развлечений: воздушная кукуруза, пиво, свиная отбивная, съеденная в антракте концерта или на выставке. В результате божественные ценности искусства умирают и во мнении публики. Граница между истинным искусством и чистым развлечением стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства».
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реаги-рование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.
- 1. Технологические основы социально-культурной деятельности.
- 2. «Технология» как термин и метапонятие.
- 3. Технология скд как социокультурная система.
- 4. Технология скд как социокультурная наука.
- 5. Технология скд как технологический процесс.
- 6. Основные подсистемы и элементы технологии скд.
- 7 Структура и функции социокультурных технологий.
- 8 Специфика целеполагания в социокультурных технологиях.
- 9 Педагогические основы технологий скд.
- 10 Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.
- 11.Классификация технологий скд.
- 12 Специфика исследовательских технологий в скс
- 13. Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов.
- 14 Виды исследовательских технологий.
- 15 Сущность и специфика проектных технологий в скс.
- 17 Характеристика современной базы проектных технологий в скс.
- 18 Технологии коммуникаций в практике скд.
- 19 Pr как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике.
- 21 Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития.
- 22 Сущность, типология и структура образовательных технологий.
- 23 Технологии культуротворческой деятельности.
- 24 Назначение и содержание культуроохранных технологий.
- 25 Роль и значение рекреационных зон досуга и творчества в реализации современных технологий в скд.
- 26 Игровые технологии в скс.
- 27 Специфика анимационных технологий.
- 28 Технологический алгоритм разработки культурно-досуговой программы.
- 29. Сущность и классификация социально-защитных технологий.
- 30. Технология организации инициативного клуба.
- 31. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 32. Технологии социально-культурной деятельности молодежи.
- 33. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 34. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей.
- 35 Технологии организации семейного досуга.
- 36. Общая характеристика управленческих технологий в скс.
- 37. Специфика и содержание этнонаправленных технологий.