logo
Вегелин опять

15 Сущность и специфика проектных технологий в скс.

Суть проектной технологии в функционировании целостной системы дидактических средств (содержания, методов, приемов и т.п.), адаптирует учебно-воспитательный процесс в структурных и организационных требованиях учебного проектирования.Оно, в свою очередь, предполагает системное и последовательное моделирование тренировочного решения проблемных ситуаций, требующих от участников образовательного процесса поисковых усилий, направленных на исследование и разработку оптимальных путей их решения (проектов), их непременная публичная защита и анализ итогов внедрения.

Рост популярности опыта внедрения "метода проектов" в США и ведущих странах Европы в последнее время ведет к увеличению количества различных подходов к трактовке его сути. Поэтому, помимо общего определения сущности проектной технологии, мы предлагаем ряд обязательных критериальных требований к ее современному толкованию:

* наличие образовательной проблемы, сложность и актуальность которой соответствует учебным запросам и жизненным потребностям учащихся;

* исследовательский характер поиска путей решения проблемы;

* структурирования деятельности в соответствии с классическими стадиями проектирования;

* моделирования условий для выявления учащимися учебной проблемы:

- Ее постановка;

- Исследования;

- Поиск путей решения;

- Экспертиза и апробация версий;

- Конструирование итогового проекта (или его вариантов);

- Его защита;

- Коррекция и внедрения;

* самодеятельный характер творческой активности учащихся;

* практическое или теоретическое (но в любом случае прикладное) значение результата деятельности (проекта) и готовность к применению (внедрения);

* педагогическая ценность деятельности (учащиеся приобретают знания, развивают личностные качества, овладевают необходимыми способами мышления и действия).

Учитывая различные подходы к классификации проектов в педагогической литературе, предлагаем различать их по целому ряду параметров:

* состав участников проективной деятельности:

- Индивидуальные;

- Коллективные (парные, групповые);

* характером партнерских взаимодействий между участниками проективной деятельности:

- Кооперативные;

- Соревновательные;

- Конкурсные;

* мере реализации между предметных связей:

* характером координации проекта:

- Непосредственный (жесткий или гибкий);

- Скрытый;

Формирование особой субъектно-развивающей среды, что предусматривает:

* убедительную мотивацию учебной, общественной и художественной активности лицеистов;

* проблемно-креативную направленность, эмоциональную насыщенность и интерактивную организации образовательной деятельности;

* приобретение предварительных знаний, умений и навыков как самостоятельного, так и коллективного поиска, постоянную актуализацию их применения, формирования нового опыта и развития необходимых психологических качеств;

* ориентацию на личный и коллективный успех.

Использование "метода проектов" позволяет определить принципы построения его модели и методологической (психолого-педагогической) основы организации процесса обучения, а именно:

* демократизация и систематизация образовательной системы;

* адекватности информационно-содержательной модели обучения предметно-профильной и профессиональной направленности;

* многомерности модели общения;

* целостности общеобразовательной предметно-профильной, профессиональной подготовки школьников, общекультурного развития учащихся;

* стимулирования развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Рациональное использование проективной технологии обуславливает потребность в системном подходе к формированию течение учебных занятий умений и навыков, необходимых для проективной деятельности, и гибкой координации последовательного вовлечения различных форм учебных проектов (коллективных и индивидуальных, монопредметных, полипредметных, простых и сложных т.п.) согласно логике безболезненной и гармоничной социализации личности на протяжении школьных лет.

Иными словами, проектная деятельность является:

* средством повышения производительности учебной работы и ее актуализации;

* творческим отчетом об уровне академического мастерства;

* развивающей средой, формирует социальные умения, навыки и способствует приобретению учебного и жизненного опыта;

* проверкой соответствия личного опыта потребностям собственной активной трансформационной роли в обществе;

* развития творческих дарований личности и ее самореализации.