15 Сущность и специфика проектных технологий в скс.
Суть проектной технологии в функционировании целостной системы дидактических средств (содержания, методов, приемов и т.п.), адаптирует учебно-воспитательный процесс в структурных и организационных требованиях учебного проектирования.Оно, в свою очередь, предполагает системное и последовательное моделирование тренировочного решения проблемных ситуаций, требующих от участников образовательного процесса поисковых усилий, направленных на исследование и разработку оптимальных путей их решения (проектов), их непременная публичная защита и анализ итогов внедрения.
Рост популярности опыта внедрения "метода проектов" в США и ведущих странах Европы в последнее время ведет к увеличению количества различных подходов к трактовке его сути. Поэтому, помимо общего определения сущности проектной технологии, мы предлагаем ряд обязательных критериальных требований к ее современному толкованию:
* наличие образовательной проблемы, сложность и актуальность которой соответствует учебным запросам и жизненным потребностям учащихся;
* исследовательский характер поиска путей решения проблемы;
* структурирования деятельности в соответствии с классическими стадиями проектирования;
* моделирования условий для выявления учащимися учебной проблемы:
- Ее постановка;
- Исследования;
- Поиск путей решения;
- Экспертиза и апробация версий;
- Конструирование итогового проекта (или его вариантов);
- Его защита;
- Коррекция и внедрения;
* самодеятельный характер творческой активности учащихся;
* практическое или теоретическое (но в любом случае прикладное) значение результата деятельности (проекта) и готовность к применению (внедрения);
* педагогическая ценность деятельности (учащиеся приобретают знания, развивают личностные качества, овладевают необходимыми способами мышления и действия).
Учитывая различные подходы к классификации проектов в педагогической литературе, предлагаем различать их по целому ряду параметров:
* состав участников проективной деятельности:
- Индивидуальные;
- Коллективные (парные, групповые);
* характером партнерских взаимодействий между участниками проективной деятельности:
- Кооперативные;
- Соревновательные;
- Конкурсные;
* мере реализации между предметных связей:
* характером координации проекта:
- Непосредственный (жесткий или гибкий);
- Скрытый;
Формирование особой субъектно-развивающей среды, что предусматривает:
* убедительную мотивацию учебной, общественной и художественной активности лицеистов;
* проблемно-креативную направленность, эмоциональную насыщенность и интерактивную организации образовательной деятельности;
* приобретение предварительных знаний, умений и навыков как самостоятельного, так и коллективного поиска, постоянную актуализацию их применения, формирования нового опыта и развития необходимых психологических качеств;
* ориентацию на личный и коллективный успех.
Использование "метода проектов" позволяет определить принципы построения его модели и методологической (психолого-педагогической) основы организации процесса обучения, а именно:
* демократизация и систематизация образовательной системы;
* адекватности информационно-содержательной модели обучения предметно-профильной и профессиональной направленности;
* многомерности модели общения;
* целостности общеобразовательной предметно-профильной, профессиональной подготовки школьников, общекультурного развития учащихся;
* стимулирования развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Рациональное использование проективной технологии обуславливает потребность в системном подходе к формированию течение учебных занятий умений и навыков, необходимых для проективной деятельности, и гибкой координации последовательного вовлечения различных форм учебных проектов (коллективных и индивидуальных, монопредметных, полипредметных, простых и сложных т.п.) согласно логике безболезненной и гармоничной социализации личности на протяжении школьных лет.
Иными словами, проектная деятельность является:
* средством повышения производительности учебной работы и ее актуализации;
* творческим отчетом об уровне академического мастерства;
* развивающей средой, формирует социальные умения, навыки и способствует приобретению учебного и жизненного опыта;
* проверкой соответствия личного опыта потребностям собственной активной трансформационной роли в обществе;
* развития творческих дарований личности и ее самореализации.
- 1. Технологические основы социально-культурной деятельности.
- 2. «Технология» как термин и метапонятие.
- 3. Технология скд как социокультурная система.
- 4. Технология скд как социокультурная наука.
- 5. Технология скд как технологический процесс.
- 6. Основные подсистемы и элементы технологии скд.
- 7 Структура и функции социокультурных технологий.
- 8 Специфика целеполагания в социокультурных технологиях.
- 9 Педагогические основы технологий скд.
- 10 Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса.
- 11.Классификация технологий скд.
- 12 Специфика исследовательских технологий в скс
- 13. Исследовательские технологии и их роль в диагностике, прогнозировании и проектировании социокультурных процессов.
- 14 Виды исследовательских технологий.
- 15 Сущность и специфика проектных технологий в скс.
- 17 Характеристика современной базы проектных технологий в скс.
- 18 Технологии коммуникаций в практике скд.
- 19 Pr как разновидность коммуникационных технологий в современной социокультурной практике.
- 21 Массмедийные технологии: назначение, специфика, тенденции развития.
- 22 Сущность, типология и структура образовательных технологий.
- 23 Технологии культуротворческой деятельности.
- 24 Назначение и содержание культуроохранных технологий.
- 25 Роль и значение рекреационных зон досуга и творчества в реализации современных технологий в скд.
- 26 Игровые технологии в скс.
- 27 Специфика анимационных технологий.
- 28 Технологический алгоритм разработки культурно-досуговой программы.
- 29. Сущность и классификация социально-защитных технологий.
- 30. Технология организации инициативного клуба.
- 31. Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
- 32. Технологии социально-культурной деятельности молодежи.
- 33. Технологии социально-культурной деятельности людей среднего возраста.
- 34. Технологии социально-культурной деятельности пожилых людей.
- 35 Технологии организации семейного досуга.
- 36. Общая характеристика управленческих технологий в скс.
- 37. Специфика и содержание этнонаправленных технологий.