logo
Вегелин опять

8 Специфика целеполагания в социокультурных технологиях.

Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии - анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досу-говыс интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого человека; во-вторых, использование конкретного содержания и способов его жизнедеятельности в этой среде.

Кроме того, сам процесс целеполагания в социально-культурных технологиях сочетает в себе нормативный и диагностический подходы. При отборе методов и приемов акцент, естественно, делается на нормативной стороне тех изменений, которые должны произойти в сфере жизни, культуры и досуга отдельной семьи или конкретного человека. Этот нормативный фактор, образ «должного», неизменно доминирует над диагнозом, над реальной оценкой ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении.

Постоянная духовная активность, отличающая создателей и пользователей социально-культурных технологий, обусловлена постоянной необходимостью освоения личностью социальных ролей в сфере труда и досуга. Именно духовная активность человека реализуется в наиболее важных качественных характеристиках современных социально-культурных технологий.

Как субъект социально-культурной деятельности, овладевающий качественно более высокими технологиями, человек может и должен активно проявить свои способности и возможности в таких важных сферах самоутверждения и самореализации, как творческая, проективная, образовательная, досуговая и т. д.

Социально-культурные технологии по своему происхождению являются продуктом человеческого труда, результатом целенаправленной культурной деятельности людей. В зависимости от того, кто является их творцом и пользователем, эти технологии могут быть социально-культурными или индивидуально-культурными.

При этом первичными по отношению к индивидуально-культурным во всех случаях остаются именно социально-культурные технологии: для того, чтобы создать самобытную индивидуально-культурную технологию, человек должен не только родиться, но и попасть в сложившееся социально-культурное окружение, освоить необходимый минимум знаний, умений и навыков, сформироваться как творческая личность.

По своему происхождению технологии данного типа являются социогенными, поскольку их создание и использование невозможно вне социальной среды. Как овеществленные, так и неовеществ-ленные социально-культурные технологии входят в состав культурного наследия и духовной жизни общества, являются культурным достоянием народа. Их ценность заключается, прежде всего, в способности удовлетворять социально-культурные, досуговые потребности отдельных людей и социума в целом.

Ценность технологии во многом зависит, с одной стороны, от влияния внешних социально-культурных факторов, а с другой – от генетически унаследованных способностей и задатков их творцов. Поэтому и ценность любой из технологий, функционирующих в сфере образования, досуга, искусства, спорта, определяется наличием в ней двух начал - социального (коллективного) и индивидуального.

Обращение к новым методам и технологиям преобразования действительности исторически и социально обусловлено. В настоящее время мы являемся очевидцами усиливающихся тенденций технологизации общественных процессов, качественного и количественного расширения самого понятия социальной технологии. В общественной жизни, социально преобразующей деятельность людей, все полнее адаптируются и применяются многие традиционные методы, которые до сих пор были хорошо известны и распространены в инженерно-технических отраслях.

Социальные, и в частности социально-культурные, технологии получают широкое развитие как на международном, федеральном, региональном, так и на локальном (местном) уровнях. Они выступают как действенный инструмент социально-культурной политики федеральных и местных законодательных и исполнительных органов государственной власти, негосударственных и общественных.